В настоящее время рабочая группа по делимитации и демаркации государственной границы из Киргизии ведет работу в Кочкор-Ате с представителями Узбекистана, сообщил K-News вице-премьер КР Абдырахман Маматалиев. «Протяженность киргизско-узбекской государственной границы составляет 1378 километров. По нашим данным было описано 1007 километров. Но Узбекистан предлагает составить проект соглашения государственной границы только по участкам протяженностью в 701 километр. Мы предлагаем подготовить проект соглашения на расстоянии 1004 километра», - заявил чиновник.
По его словам, работа совместных групп началась в понедельник, 14 июля, и завершится в субботу, 19 июля. Итоги будут рассмотрены на уровне правительственных комиссий под руководством вице-премьеров двух стран. «У нас есть вопросы по Орто-Токойскому водохранилищу, которое полностью находится на территории Кыргызстана. Узбекистан называет это водохранилище Касан-Сайским. Есть вопросы по Кемпир-Абадскому водоему. Мы обсуждаем вопросы узбекского анклава Шахимардан, нашего эксклава Барак, где мы предлагаем открыть коридор, вопросы открытия пограничных постов. Мы ставим вопрос использования приграничных вод. К примеру, Савайский канал из водохранилища Кемпир-Абад находится на балансе Узбекистана. Кроме этого рассматривается вопрос использования газохранилищ, которые находятся на территории Киргизии, но используются Узбекистаном», - рассказал Маматалиев.
- Вопросы делимитации и демаркации прямо или косвенно являются головной болью для более чем 70 государств в мире, - прокомментировал OSTKRAFT независимый эксперт Кубат Рахимов. - В некоторых случаях это «спящие» проблемы и никак себя не проявляют в повседневной жизни. Это касается, как правило, тех стран, которые входят в различные интеграционные объединения с упрошенным таможенным и пограничным режимом. Кстати, российско-украинская граница на некоторых направлениях также была «спящей» с точки зрения делимитации и демаркации. Пока тихо-мирно Украина находилась под зонтиком соглашений СНГ и тем более режима благоприятствования в рамках ЗСТ СНГ, то лихо было тихо.
Что касается взаимоотношений Киргизии и Узбекистана, то с самого начала были три серьезных проблемы. Первая - определенная автаркичность экономики Узбекистана, максимально отделившегося от контактов с соседями, особенно в гуманитарной и экономической сфере. До сих пор существует, например, визовый режим с Таджикистаном.
Вторая причина - наличие узбекских анклавов в окружении киргизских территорий.
Третья - энергетический конфликт, а именно жесткая позиция неприятия проектов по строительству мощных ГЭС в Киргизии и Таджикистане.
Поэтому проблема делимитации и демаркации все время будет упираться в желание обеих сторон использовать этот инструментарий для решения вышеперечисленных проблем. То есть в первом случае Узбекистан больше заинтересован в делимитации и демаркации, чтобы пресечь контрабандные потоки и перемещение нежелательных лиц в обе стороны. Для этого нужна четкая линия границы, которая решает две задачи - собственно пограничную и таможенную. Во втором случае, это целенаправленная политика Ташкента по защите интересов граждан Узбекистана в анклавах. Цель заключается либо в физическом присоединении их к основной территории путем обмена земель с Киргизией, либо обеспечении беспрепятственного сообщения с ними. Отключение газоснабжения на юге КР (газ идет из РУз) также является одним из таких примеров давления.
Третья позиция - водноэнергетический баланс. Это головная боль для обеих сторон и наиболее болезненная точка соприкосновения. С одной стороны, без узбекского газа тяжело, но и узбекским дехканам без нарынской воды будет еще хуже. Таким образом, проблема делимитации и демаркации госграницы между двумя странами превращается в сложную комплексную и многоплановую задачу, которую обе стороны, на мой взгляд, не могут решить в двустороннем порядке.
Поэтому эта головная боль, по крайней мере, со стороны Киргизии, медленно, но верно становится головной болью стран ТС/ ЕЭАС. Потому что желание как можно быстрее заполучить КР в члены данных интеграционных объединений неизбежно приведет к необходимости вмешательства третьей стороны в решение столь деликатных вопросов как делимитация и демаркация границ Киргизии с Узбекистаном, а также с Таджикистаном, который также пока не проявляет рвения в направлении евразийской интеграции.
Комментарии читателей (1):