Обсуждая тему взлёта нефтяных котировок, стоит начать с того, что сама по себе Сирия не является настолько значимым игроком на рынке нефти, чтобы сокращение поставок тамошнего сырья привело к столь резкому скачку цен.
Григорий Бирг, аналитик Инвесткафе:
Добыча нефти в Сирии по итогам прошлого года сократилась почти вдвое и составила немногим больше 8 млн тонн, то есть 0,2% от общемирового объема. Для сравнения: Иран, Ирак или Кувейт формируют порядка 4% мировой добычи черного золота. Запасы этого сырья в Сирии также невелики: около 0,1% от общемировых.
Тем не менее та премия за риск срыва поставок, которую мы наблюдали и продолжаем наблюдать в цене на нефть Brent, прежде всего связана с тем, что обострение геополитической ситуации в Сирии угрожает стабильности всего Ближнего Востока в случае затяжного конфликта с привлечением сил не только западных держав, но и стран-союзников режима Асада в регионе. Подчеркну, что на Ближний Восток приходится треть мировой добычи нефти. Немаловажно и то, что сирийские границы находятся близ важных нефтетранспортных путей.
К важнейшим транспортным артериям относится расположенный в Египте Суэцкий канал, по которому транспортируется 800 тыс. баррелей нефти и почти 1,5 млн баррелей нефтепродуктов ежедневно. Большое значение имеет находящийся по соседству нефтепровод Суэц—Средиземное море мощностью 1,7 млн баррелей нефти в день. Таким образом, для цен на данный ресурс крайне важна не только ситуация в Сирии, но и положение дел в Египте, которое также нестабильно. К северу от Сирии проходит нефтепровод Киркук—Джейхан из Ирака в Турцию, и без учета нынешнего обострения конфликта работающий нестабильно. Его мощность 300 тыс. баррелей в день. Еще севернее расположен трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан, по которому ежесуточно поставляется 1,2 млн баррелей нефти, но он задействован лишь наполовину.
Тем не менее та премия за риск срыва поставок, которую мы наблюдали и продолжаем наблюдать в цене на нефть Brent, прежде всего связана с тем, что обострение геополитической ситуации в Сирии угрожает стабильности всего Ближнего Востока в случае затяжного конфликта с привлечением сил не только западных держав, но и стран-союзников режима Асада в регионе. Подчеркну, что на Ближний Восток приходится треть мировой добычи нефти. Немаловажно и то, что сирийские границы находятся близ важных нефтетранспортных путей.
К важнейшим транспортным артериям относится расположенный в Египте Суэцкий канал, по которому транспортируется 800 тыс. баррелей нефти и почти 1,5 млн баррелей нефтепродуктов ежедневно. Большое значение имеет находящийся по соседству нефтепровод Суэц—Средиземное море мощностью 1,7 млн баррелей нефти в день. Таким образом, для цен на данный ресурс крайне важна не только ситуация в Сирии, но и положение дел в Египте, которое также нестабильно. К северу от Сирии проходит нефтепровод Киркук—Джейхан из Ирака в Турцию, и без учета нынешнего обострения конфликта работающий нестабильно. Его мощность 300 тыс. баррелей в день. Еще севернее расположен трубопровод Баку—Тбилиси—Джейхан, по которому ежесуточно поставляется 1,2 млн баррелей нефти, но он задействован лишь наполовину.
На мой взгляд, как только будет конкретное решение об участии в сирийском конфликте западных государств, котировки черного золота могут подняться до $120-125 за баррель. Однако продолжительный рост свыше этой отметки возможен лишь в случае дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе. Иран уже заявлял о готовности нанести удары по Израилю в случае атаки со стороны США по Сирии. Страна ранее также грозила Западу тем, что заблокирует Ормузский пролив, через который проходит порядка 20% от всей нефти производимой в мире. Население Египта также выступает против атак на Сирию. Усугубляет ситуацию, тот факт, что добыча в Ливии также существенно сократилась из-за дестабилизации политической ситуации в стране.
Комментарии читателей (0):