24 июля 2013 года состоится визит в Москву нового министра иностранных дел и европейской интеграции Молдавии А. Герман (дочь М. Снегура - первого президента Молдавии, в 1992 году начавшего войну против Приднестровья).
В преддверии визита замглавы департамента информации и печати МИД России рассказала об основных вопросах переговорной повестки. В Москве в очередной раз заявили, что интеграционные процессы в Европе и Евразии не должны противоречить друг другу, а потенциал участия Молдавии в зоне свободной торговли в рамках СНГ мог бы стать «важным дополнением европейского выбора» Молдовы.
Российский МИД вновь пытается не замечать очевидного: европейский и евразийский векторы – это не торгово-экономические приоритеты, а вопросы политико-стратегического выбора любого государства. И поэтому равноценное участие в обоих проектах невозможно.
Или в МИД России согласились с тем, что евразийский выбор Молдавии и ее участие в ЗСТ СНГ действительно будет лишь экономическим приложением к стратегическому выбору в пользу Европейского Союза? В таком случае гораздо честнее просто признать куда большую эффективность Евросоюза и его представителей на молдавском направлении, чем России.
Впрочем, обе опции потребуют ответа на простой вопрос – кто же позволил этому произойти? И кто в соответствии с «правилами игры» будет назначен основным ответственным лицом (или ведомством) за готовность стать «экономическим придатком» для европейского выбора Молдавии.
Кроме того, заявлено, что в ходе переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств России и Молдавии речь будет идти обо всём спектре вопросов двустороннего сотрудничества, включая политическое взаимодействие, социально-экономическое сотрудничество, двусторонние связи в социально-гуманитарной сфере и другие направления работы.
В этом контексте примечательно, что контакты по всем из перечисленных направлений Москва и Кишинёв планируют осуществлять на уровне межправительственного и межведомственного сотрудничества, которое в Москве намерены активизировать. В то же время с Приднестровьем Россия по-прежнему работает только по линии НКО, практически полностью игнорируя межведомственное взаимодействие (исключение составляют разве что МИД и спецслужбы), а также некое «информационно-пропагандистское» обеспечение совместной работы, которое пока демонстрирует лишь отчётные симулякры, а не обеспечение.
Так, в очередной раз заявлено об открытии в Тирасполе филиала Российского института стратегических исследований, теперь с новыми сроками: если раньше открытие филиала РИСИ планировалось на лето 2013, то теперь речь идет об октябре. Ранее в Тирасполе был повторно открыт филиал Института стран СНГ, о деятельности которого пока нет никакой информации. Очевидно, что открытие филиалов и разного рода «дочерних предприятий» в Приднестровье не может считаться адекватным ответом многочисленным внешним вызовам, тем более в ситуации, когда Москва так настойчиво пытается реализовать более конкретные и эффективные способы работы в отнюдь не дружественных государствах.
Наконец, в российском МИДе вновь заявили об оказании поддержки Молдавии – там, где власть Молдавии этого сама делать не хочет и Россию не просит - в становлении «суверенного, демократического, правового, нейтрального государства».
Что же: если в Москве действительно считают таковым государство, в котором
(1) политическая элита намеренно отказывается от суверенитета в пользу Румынии,
(2) правящая коалиция создана только благодаря давлению извне,
(3) военные учения с НАТО давно стали наиболее распространенной практикой и которое уже, по сути, интегрировано в военные структуры североатлантического альянса,
- то вряд ли можно ожидать успеха в такой российской политике на молдавском направлении. Хочет ли и сама Москва такого успеха для своей страны?

Комментарии читателей (1):