«Начиная со следующего года мы будем говорить о едином европейском пространстве, к которому будет принадлежать Украина как ассоциативный член», — заявил 26 июня экс-президент Польши и член наблюдательной миссии Европарламента на Украине Александр Квасьневский.
«Украина приближается к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе. Это очень непростой процесс. Я в нем очень заинтересован. Украина находится на пороге исторического момента. Если все препятствия будут преодолены и Соглашение об ассоциации будет подписано, это будет иметь такое же значение, как референдум 1991 года, когда Украина проголосовала за независимость», — заявил Квасьневский, который вместе с экс-главой Европарламента Пэтом Коксом проверяет готовность Украины к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС.
OSTKRAFT уже писал о том, что соглашение об ассоциации Украины с ЕС априори не предоставляет Киеву никакой «европейской перспективы», ограничиваясь лишь экономическими вопросами. Мы также отмечали, что никакого «ассоциативного» членства в ЕС попросту не существует — такое понятие отсутствует в базовых документах Евросоюза (http://ostkraft.ru/ru/news/634). И, помимо этого, здесь открывается ещё один момент, на который следовало бы обратить внимание.
Начать следует с события, которое, казалось бы, не имеет видимого отношения к ситуации вокруг Украины. 27 марта посол Сербии в Белоруссии Стоян Евтич сообщил белорусской прессе, что официальный Белград был вынужден присоединиться к санкциям ЕС, применяемым к Белоруссии, так как он подписал договор о свободной торговле с Евросоюзом. В отличие от Украины, Сербия, напомним, имеет статус действующего кандидата на вступление в ЕС. Но это касается политической сферы, а вот её экономические отношения с ЕС регулирует именно договор о свободной торговле, к чему так стремится официальный Киев. И этот договор, как видно, способствует принуждению Сербии к введению санкций против Белоруссии.
Антибелорусские санкции были введены западными странами в качестве реакции на действия белорусской власти, которую ЕС и США считают антидемократической и репрессивной. В связи с этим возникает вопрос: если Украине, паче чаяния, удастся подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом и создать с ним зону свободной торговли, то придётся ли ей присоединяться к санкциям против Белоруссии? Да, сами по себе санкции, направленные против ряда крупных белорусских компаний и бизнесменов, считающихся «кошельками Лукашенко», не наносят существенного ущерба экономическим отношениям Белоруссии со странами Евросоюза, однако, несомненно, вносят политическую напряжённость.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Брюссель, казалось бы, не должен давить на Киев, принуждая его к введению санкционных мер. Белоруссия является членом антироссийского «Восточного партнёрства», и ЕС, конечно же, заинтересован в её сближении с Украиной. К тому же, белорусская делегация будет присутствовать на вильнюсском саммите ЕС, в ходе которого Украина намеревается подписать соглашение с Брюсселем. Однако Брюссель оказывается в двойственном положении: все страны европейского континента, связанные договором о свободной торговле с ЕС, присоединились к санкциям против Минска, исключений нет.
По всей видимости, решение о введении или невведении Украиной санкций против Белоруссии, будет зависеть от текущей политической конъюнктуры. Если отношения Брюсселя и Минска будут более-менее нормальными (хотя бы как на текущий момент), то Украина не присоединится к европейским дискриминационным мерам. Если же начнётся обострение, что, учитывая историю взаимодействия Белоруссии и ЕС, может случиться буквально в любой момент, Киев с высокой вероятностью введёт санкции.
Однако в любом случае решение по этому вопросу будет приниматься не в Киеве. И Украина подчиниться этому решению, каким бы оно ни было.
Комментарии читателей (1):