17 июня 2013 года действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины выразил озабоченность по поводу «негативных последствий для процесса приднестровского урегулирования, причиненных недавним принятием т.н. нормативного акта о границе». По мнению украинской стороны, «одностороннее утверждение документов противоречит отдельным положениям Соглашения 1992 года, а также ранее достигнутым договоренностям сторон».
Днем позже посольство США в Молдавии выпустило пресс-релиз, в котором поддержало позицию действующего председательства в ОБСЕ.
Произошедшее «единение» позиций Украины как председательствующего в ОБСЕ государства и Соединенных Штатов отражает тот глубокий кризис идей и подходов, который становится всё очевиднее применительно к украинскому председательству. На протяжении полугода Киев не смог сформулировать ни одной внятной инициативы, которая способствовала бы преодолению противоречий между Кишиневом и Тирасполем, и к настоящему времени в активе у украинских посредников только решение о демонтаже канатной дороги между приднестровским городом Рыбница и молдавским городом Резина.
Естественно, что в такой ситуации могут возникнуть вопросы относительно эффективности украинского председательства. По-видимому, в Киеве решили пойти старым проверенным способом – найти крайнего. Только этим можно объяснить настолько неадекватную реакцию министра иностранных дел Украины Л. Кожары.
Во-первых, непонятно, каким именно пунктам Соглашения 1992 года противоречит приднестровский закон о государственной границе. Украинская сторона не является ни подписантом, ни участником документа, а участие 10 военных наблюдателей от Украины в миротворческих механизмах (основанное, кстати, исключительно на доброй воле участников миротворческой операции) не дает Киеву оснований для толкования Соглашения.
Во-вторых, не ясно, почему Мининдел Украины так нервно реагирует на приднестровский закон, но вовсе не замечает действий молдавских властей. В частности, резкое увеличение штрафов для граждан Украины и России, в том числе проживающих в Приднестровье, которое было произведено на основании закона, принятого парламентом Молдовы, не вызвало никакой публичной реакции Киева. Хотя это – вполне реальный шаг, который существенно ограничивает права человека и в перспективе затронет интересы десятков тысяч человек.
В-третьих, украинские посредники вновь пытаются уйти от политико-правовых реалий, в том числе от признания того факта, что законодательство об охране государственной границе в Приднестровье существовало и ранее. С принятием закона о границе правовое регулирование в данной сфере приобрело надлежащую форму, и никаких принципиальных новаций в законодательство внесено не было. Соответственно, и говорить о каких-либо «последствиях для урегулирования» абсолютно неоправданно.
Складывается впечатление, что украинское председательство в ОБСЕ стремится уйти от реальных вопросов и конкретных проблем, которые существуют в молдо-приднестровских отношениях и которые могли бы быть разрешены при более активном участии Украины.
Вместо реального преодоления противоречий, защиты прав человека, включая собственных граждан, налаживания нормального транспортного сообщения в Киеве пытаются подменить такую работу невнятной риторикой, которая лишь усугубляет напряженность в отношениях между сторонами конфликта. Продолжая такую тактику, Украина рискует в очередной раз оказаться втянутой в конфликт для отстаивания интересов одной из его сторон, что не принесет Киеву ни политических, ни экономических, ни имиджевых приобретений.
Более того, украинские власти рискуют ухудшить и собственные отношения с Российской Федерацией, которые сейчас балансируют на грани перманентного «недопонимания». Российская сторона достаточно четко заявила о своей готовности защищать права своих граждан, и вряд ли успехом для украинских дипломатов будет ситуация, когда защитой прав украинских граждан будет также заниматься Россия.
Впрочем, возможно, для Украины мнение США, поддержавших позицию действующего председателя ОБСЕ, важнее реальной ситуации в урегулировании и важнее прав собственных граждан, тем более что полевую Миссию ОБСЕ в Молдавии и Приднестровье на протяжении практически всего периода ее существования возглавляют американские дипломаты. Однако в таком случае стоит задуматься, кто на самом деле формирует мнение Украины и насколько Украина самостоятельна.
Комментарии читателей (0):