Припадок невежества: Григорий Рапота хочет написать учебник истории «российско-белорусских отношений»

Руководящее кресло никому не дало гарантий от невежества
24 мая 2013  13:25 Отправить по email
Печать

Госсекретарь Союзного государства Белоруссии и России Григорий Рапота заявил о возможности появления совместного учебника истории. По его словам, над созданием учебника должны работать российские и белорусские учёные. Предполагается, что книга должна быть «сосредоточена на истории российско-белорусских отношений».

«В истории российско-белорусских отношений всякие были события. Мы, например, знаем, что Белоруссия была той зоной, чертой оседлости для еврейского населения в царское время, и может быть, это послужило тому определению, в частности, в то время, когда Россию называли «тюрьмой народов», — цитирует Рапоту ИА REX.

«Но вместе с тем, идентичность белорусского народа — она всегда сохранялась. И в советское время. В качестве факта мы можем привести то, что Белоруссия была представлена в ООН как полноправный член этой организации в советское время. То есть, тут много очень интересных и требующих своего внимания исторических фактов», - резюмировал госсекретарь Союзного государства.

Комментирует OSTKRAFT:

Казалось бы, написание совместного учебника истории представляется вполне благой идеей. Однако здесь есть две проблемы, способные стать серьёзным препятствием для её реализации. Первое – это принципиальные различия в официальным трактовках событий, между официальным интернационализмом в Москве и официальным национализмом в Минске. Вторая проблема гораздо серьёзнее, и имя ей – бездарность, некомпетентность, тотальная узость мышления чиновников и аппаратчиков, ответственных за выполнение всех серьёзных интеграционных проектов.

OSTKRAFT много писало об эскалации ревизионизма в Белоруссии. В связи с этим возникает вопрос – как будет выглядеть совместный учебник, если в Белоруссии не только радикальные националисты, для которых главными героями белорусской истории являются литовский князь Ольгерд и польский шляхтич Калиновский, но и вполне официальные историки утверждают, что война 1812 года не была для белорусов Отечественной, и что в 1941-1945 годах белорусы воевали на советской стороне за «независимость Республики Беларусь»? И в ЧЬЮ ПОЛЬЗУ будет этот учебник?

И, похоже, великий историк, фундаментальный академический учёный, историк-архивист, археолог, философ и великий кормчий всех гуманитарных наук Григорий Рапота знает ответы на эти вопросы. Он заявил, что учебник будет сосредоточен на «истории российско-белорусских отношений». Стоит отметить, что «российско-белорусским отношениям» вообще-то чуть больше двадцати лет, и начались они с посиделок в Беловежской пуще и взаимного признания Российской Федерации и Республики Беларусь. Однако, судя по словам госсекретаря Союзного государства, хронологически учебник будет охватывать период истории, значительно превосходящий два последних десятилетия. Но о каких «российско-белорусских отношениях» можно говорить на момент, когда территория современной Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жмудского? Когда будущие белорусские, вернее, западнорусские земли были частью Речи Посполитой? Когда они, наконец, вошли в состав Российской империи? Всё это мы будем оценивать с точки зрения «российско-белорусских отношений», упорно игнорируя тот факт, что в политическом плане термин «белорусский» появился лишь в конце XIX века? Само выражение «российско-белорусские отношения» подразумевает наличие двух политических субъектов, России и Белоруссии. Но историческая Белоруссия – это именно что часть исторической России, неоднократно отторгавшаяся от неё и каждый раз возвращавшаяся.

Вопреки словам Рапоты, «идентичность белорусского народа» сохранялась не «и в советское время», а только и исключительно в этот период, усиленно конструируемая под руководством Сталина. До этого никакой специфической «белорусской идентичности» у жителей Западного края Российской империи не было. Искусственное отделение белорусского народа от русского перешло из арсенала советско-большевистской национальной политики в арсенал политики националистической, которая выдвинулась на первый план после распада СССР. И, похоже, облечённый властью делать политические заявления корифей всех наук Григорий Рапота мыслит полностью в её парадигме, не говоря уже о том, что он повторяет эталонный антироссийский пропагандистский штамп о «тюрьме народов», успешно внедрённый врагами России того времени.

Если общую историю Великой и Белой Руси сводить к «российско-белорусским отношениям», то мы будем обречены соглашаться с догмами белорусских националистов, говорящих о существовании некоего исторического независимого белорусского государства, странным образом проявлявшегося то в виде Великого княжества Литовского, то едва ли не в виде Речи Посполитой, где западно-русских (белорусских) крестьян никто попросту не считал за людей. Ничего иного компетентность российских чиновников попросту не позволяет. Остаётся лишь надеяться, что если идея о написании учебника всё же дойдёт до стадии реализации, то этим будут заниматься профессиональные историки, способные игнорировать требования невежественных чиновников. В противном случае появление этого учебника, действительно важного и нужного, способно принести лишь вред.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть