Креативный класс - это химера-прослойка, обслуживающая олигархов и власть: мнения блогеров

Так считают 67% участников опроса
17 декабря 2012  22:04 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, политолог, доктор политических наук Роман Евстифеев предлагает обсудить феномен так называемого креативного класса. «Ну, наконец-то всё стало понятно. Все думали-гадали, что это за новый креативный класс и всё такое. А всё оказалось просто, как в учебниках. Комитет гражданских инициатив выпустил вот такой документ: 2012: власть и наши общие риски. Вопрос не в том, плох этот текст или хорош. Проблема в том, что его мало кто услышит и поймёт. Тем более сама российская власть, к которой обращены предложения комитетчиков. Это примерно так, как было в России после 1905 года, когда буржуазная конституционно-демократическая партия делала подобные предложения самодержавной власти, вполне разумные сами по себе, но бесполезные для власти и общества. Конечно, нынче в России далеко не феодальное самодержавие, а, напротив, что-то вроде военно-социальной модели госкапитализма. Но это не меняет исхода — буржуазные требования будут отвергнуты, причём как властью, так и большинством необуржуазившихся ещё граждан. В условиях, когда сильно обуржуазиться им не даст ухудшающаяся экономическая ситуация, успеха буржуазных преобразований ждать не приходиться. То есть с этой стороны опасности никакой. А откуда опасность? А вот на то она и опасность, что она где-то есть, ощущается, но откуда придёт пока непонятно», — отмечает эксперт.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Макспарк опрос по теме «Что такое креативный класс?».

Результаты опроса по теме «Что такое креативный класс?»

Вариант ответа

Число участников опроса, давших положительный ответ

% участников опроса

Это средний класс, обладающий ресурсами, общественным влиянием, и позициями во власти

143

16%

Нет такого класса. Это химера-прослойка, обслуживающая олигархов и власть

605

67%

Трудно ответить

74

8%

Свой вариант ответа

78

9%

Приводим самые интересные комментарии к опросу:

Сергей Метик:

Есть только два класса. Класс социальных паразитов, буржуазии — собственников средств производства и класс наёмных работников, не имеющих средств производства и продающих свою рабочую силу вору-собственнику. Вор его грабит, становится богаче, а наёмный раб получает свою плошку с рисом и всякие бусы, себе на радость.

Михаил Лысенко:

Креативщики — мелкие суетящиеся карьеристы. В России всегда были творческие личности, креативщики порождение запада.

Андрей Брускин:

Каждый день естественной смертью умирают сотни «креатившиков» и появляются новые. Мы переживём и смерть примадонны, и смерть биржевого брокера. Однако одновременное исчезновение целой общественной группы может быть очень болезненно для общества — ведь тот же брокер — он ещё и отец троих детей, и единственный сын у старой матери... И вообще — вот за последние 20 лет «исчезли» и пролетарии, и колхозники, а еды и промтоваров только больше стало. Исчезли эти «классы» вполне незаметно. Один инженер-креативщик создаёт машину, которая заменяет 1000 пролетариев. И мир меняется.

Аркадий Голицын:

Пример представителя креативного «класса» — Ксюша Собчак. В ней всё — и творческие способности (Дом-2), и родство с высокопоставленными чиновниками (папа с мамой). Но от таких личностей для народа один вред. «Дом-2» в народе давно уже стал названием нарицательным.

Гарольд Петров:

Про «креативный класс» пишут именно писатели-придумщики, создатели «фикшнз» (придуманных историй). Наподобие псевдо-Суворова/Резуна и примкнувшего к нему Чхартишвили. Когда недавно почивший Рэй Брэдбери писал «Марсианские хроники», он указывал жанр: научная фантастика. Сейчас же многие писатели сосут из всех пальцев, но хотят, чтоб их опусы воспринимали всерьёз. И принимают ведь.

ivan ivanov:

Это у вас, там внутри Садового кольца, может, и есть какой-нибудь креативный класс. У нас тут в глубинке «люди, занятые в научной сфере и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве и индустрии развлечений» — такие же наёмные работники, боящиеся сказать что-нибудь поперёк начальства, чтобы не вылететь с работы. Может быть, каждый в своей области они и могут поучаствовать «в создании новых идей, новых технологий ». Но что в них креативного, чтобы считаться классом-«преобразователем капитализма» — совершенно непонятно.

Светлана Василевская:

Да нет такого класса! Если и есть разрозненная техническая интеллигенция — то это единицы, и они никак не образуют класса, даже прослойки общества не образуют. К сожалению... А название «креативный класс» — дань моде, пустые слова. Смысл давать новые формулировки в чём? В чём креативность этого класса? Что они создают, несут? Материальные, научные, культурные ценности — где они? И почему «обуржуазить» — значит создать новое общество? Особенно повеселило, что креативный класс занят в индустрии развлечений! Неужели эта массовая пошлость на что-либо способна!

Владимир Мурашко:

Креативный класс, креатура, согласно словарной расшифровки — это (лат. creativ, creatura — создание) — ставленник влиятельного лица, являющийся послушным исполнителем воли своего покровителя. Так вот, если исходить из такой расшифровки понятия «креативный класс», то в России — это как раз вся олигархическая и чиновничья элита, а не средний класс, преследуемый и прессуемый тем же креативным слоем.

Сергей Полегенько:

Опять вылез из могилы загнанный туда рабочими и крестьянами тунеядец. Это ленивое и эгоистичное существо, хитрое, коварное, языкастое, подлое и очень гадкое, в виде всей бездарной и безголосой, но почему-то поющей попсы и имеющие за это огромные деньги и покровительство власти. Креатив буржуазный — это смерть трудящихся, и упадок страны до рабовладения.

Дмитрий Кириллов:

По сути, креативный класс «вытягивается» инновационной и конкурентной экономикой, для которой требуются высококвалифицированные кадры синих и белых воротничков (весьма условно, грань, не везде, но уже стерлась). Дело не в желаниях, просто бизнесу, государственным проектам, институтам нужны кадры со «знанием» (креативный класс) — «знание» превращается в часть собственности, то есть оно капитализируется в доходы. Обойтись без него, без этого класса, современные экономики просто не могут в принципе. Даже в том случае, когда производство находится (вынесено по определенным причинам) за пределами страны. Стадийность развития: что является первым, что вторым, а что третьим. Имеется в виду, сначала институциональная среда, затем инновации, и дальше, креативный класс? Или всё наоборот, или третий вариант. Российские либералы уверены, что сначала нужна среда, институты, демократическое государство, а затем уже всё остальное. Скажем прямо, это ошибочные представления. Почему так — просто так это вытекает из логики. Если строго следовать этому пути (который никто не отрицает) и ничего не делать, а ждать пока будет среда, пока то и сё, ничего не будет. Карты розданы сегодня, игра идёт сейчас, завтра никто играть не будет, как не будет и ждать российских «умников». Тем более, это не соответствует реалиям мировой практики. Но для либералов это не важно — важна своя теория.

Добавим, что опрос проводился с 10 по 15 декабря. В нём приняли участие 900 блогеров, оставивших 403 комментария по теме опроса.

Напоминаем, что термин «креативный класс» стал мантрой в устах очень многих политиков и экспертов, которые видят в нем будущее всего человечества и опору инновационного развития. Как понятие креативный класс появился в 2002 году, и придумал его Ричард Флорида. Автор не скрывает, что в определённом смысле в поисках класса-авангарда следует за Марксом, который противопоставил друг другу буржуазию и пролетариат, приписывая последнему функцию социального инноватора и в этом качестве могильщика капитализма. Марксистская схема в тех или иных проявлениях заимствовалась и заимствуется многими авторами. Достаточно вспомнить Фукуяму с его «концом истории». По Марксу, это был коммунизм, по Фукуяме — либерализм. По мысли Флорида, конечно не могильщиком, но преобразователем капитализма выступает креативный класс. «Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной сфере и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания.

Эксперт ИА REX, писатель Михаэль Дорфман (Нью-Йорк, США) считает, что «креативный класс» — это не химера, а вполне даже оформившийся за последние 20 лет средний класс, обладающий ресурсами, общественным влиянием, и позициями во власти.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть