В Каире состоялся экстренный арабский саммит по палестинскому вопросу. Это была реакция арабских стран на заявление президента США Дональда Трампа о намерении переселить палестинцев из сектора Газа в Египет и Иорданию. В качестве контрмеры такому проекту был разработан египетский план восстановления сектора без перемещения его населения. При этом относительно перспектив приятия этого плана на саммите в Каире экспертам высказывались разные не всегда позитивные прогнозы. Существовала версия, согласно которой египетский план будет блокирован через разного рода сепаратные договорённости как странами рабского мира между собой, так и с подключением внешних игроков с целью расколоть арабский мир, выйти на новые договорённости с Израилем без решения палестинского вопроса. Имеются в виду разногласия между арабами, возникшие на консультативном саммите в Эр-Рияде, которые могли привести к теоретическим заявлениям без практических шагов.
Пока произошло нечто иное. Главы арабских стран согласились с планом Египта по восстановлению Газы. Они приняли декларацию, в которой высказались за создание «независимого суверенного палестинского государства» на основе Арабской мирной инициативы 2002 года, осудили «продолжающийся отказ Израиля от мирных решений», демонстрируя чуть ли не возрождение идеи панарабизма. В то же время отсутствие на саммите наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана, президента Туниса Кайса Сайеда, а также президента Алжира Абдельмаджида Теббуна выглядит примечательным явлением. Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Сразу отметим, что инициатива Трампа по Газе «разбудила» арабский мир, который декларирует переход к практическим решениям проблем палестинцев. Но остаётся открытым вопрос о перспективах конкуренции или противостояния плана Египта и проекта Трампа. В данном случае речь идёт не об обозначенных технических или организационных средствах реализации задуманного. В первую очередь, конечно, необходимо довести до конца положения мирного соглашения между Израилем и ХАМАС о прекращении огня с обеспечением перехода к реализации его второго и третьего этапов. Напомним, что они включают в себя полный вывод израильских войск из Газы, прекращение боевых действий и беспрепятственный ввоз гуманитарной помощи, в том числе медикаментов. Во-вторых, необходимы новые договорённости с Израилем, который заявил о неприятии многих позиций египетского плана по Газе, особенно в части управления сектором, перспективы существования ХАМАС, как с политической, так и с точки зрения безопасности, в котором предусматривается участие и стран региона при поддержке международного сообщества.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Очевидно, что для достижения такой цели одного видения арабского мира недостаточно. Поэтому эти вопросы будут выноситься на Международную мирную конференцию, сроки которой пока не определены, так как они связаны с намеченными президентскими и парламентскими выборами в палестинской автономии. Кстати, в своём выступлении на саммите в Каире временный президент Сирии Ахмед Аль-Шара предупредил, что «могут быть решения, направленные на то, чтобы нарисовать новые географические карты за счёт крови палестинского народа». Это - намёк на то, что «палестинские риски» стали затрагивать судьбу большинства арабских стран. Но пока от саммита арабских стран в Каире в «сухом остатке» следующее: есть разработанные документы с детальным описанием предстоящих действий. Но до их практической реализации ещё очень далеко. Поэтому саммит в Каире не отличался от всех предыдущих саммитов арабских стран, на которых повторялись известные фразы о судьбе Палестины с осуждением политики Израиля», — резюмирует Тарасов.


Комментарии читателей (0):