Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Армении Никол Пашинян побеседовали на полях V саммита Европейского политического сообщества в Будапеште. Деталей пресс-служба премьера Армении не привела. Ранее такая встреча состоялась в Нью-Йорке в небоскребе «Тюркеви» (Turkish House) в Манхэттене, который считается своеобразным символом турецкого присутствия в США. Эти события объединяет общий смысл: диалог между лидерами двух государств начинает приобретать устойчивый характер, и стороны обсуждают в разных условиях и на площадках разных форматов вопрос восстановления дипломатических отношений между двумя странами, который сейчас осуществляется только на уровне спецпредставителей, и мирный договор между Арменией и Азербайджаном. При этом армянская сторона заявляла, что готова к диалогу с Турцией «без предисловий», в то время как Анкара связывала процесс нормализации с подписанием мирного договора между Баку и Ереваном. Что дальше и приближаются ли события в треугольнике Турция - Азербайджан - Армения к какой-то развязке? Об этом рассуждает обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«Диалог на этом направлении сейчас всё больше напоминает дипломатический бег на марафонскую дистанцию, но без конкретного обозначения финиша. Правда, со стороны Еревана и Баку много раз звучали заявления о возможности подписания мирного договора ещё до конца нынешнего года. Баку удаётся упредить самостоятельный диалог Анкара - Ереван «без условий», всё завязывая на подписание мирного договора с Ереваном. В свою очередь Эрдоган, выступая на саммите лидеров Организации тюркских государств, обратил внимание на то, что на «Южном Кавказе грядёт эпоха мира и стабильности», и что он «надеется на укрепление исторического успеха родного Азербайджана за столом переговоров, подписав мирный договор с Арменией».
После личной встречи на полях саммита БРИКС в Казани президента Азербайджана Ильхама Алиева с Пашиняном было заявлено, что стороны» вернутся к диалогу на уровне глав МИД «в самое ближайшее время». Но, как заявил замглавы МИД Армении Ваан Костанян, «нет договорённостей о возможной встрече лидеров стран или глав МИД, но мы заинтересованы в интенсивности таких встреч».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Проблема, видимо, в том, что Алиев не поддерживает инициативу Пашиняна заключить так называемый половинчатый мирный договор, а несогласованные положения оставить на последующие этапы. К тому же Баку даёт понять, что тактика дипломатических действий Армении согласована с США и ЕС, которые пытаются удерживать переговорный процесс в парадигме брюссельского сценария. В широком контексте отрицательный ответ Азербайджана на предложение Армении является одновременно и определённым неприятием западного вектора во внешней политике Армении. Этот фактор негативно влиял и влияет не только на урегулирование отношений Армении с Азербайджаном, но и на диалог между Баку и Брюсселем, рассуждает политолог.
«Но теперь с избранием Дональда Трампа президентом США в Закавказье станет меняться ситуация и расклад сил. В этой связи многие эксперты предполагают, что от будущей архитектуры российско-американских отношений во многом будет зависеть ход событий в этом регионе, к чему повышенную чувствительность будет проявлять больше Армения, нежели Азербайджан. Интерес Трампа к этому региону будет определяться как отношениями с Россией, так и целями политики на иранском направлении. Так что, возможно, в отношениях между Баку и Ереваном придётся всё начинать с «чистого» или московского листа», — резюмирует Тарасов.
Комментарии читателей (0):