Коммуникации и психология межличностных отношений в ИТ-проектах: мнения

Правила успешных коммуникаций
30 июля 2013  01:11 Отправить по email
Печать

Директор отдела консалтинга и внедрения компании СМ-Консалт, бизнес-тренер Александр Новичков предлагает правила успешных коммуникаций в ИТ-проектах.

Вся наша жизнь состоит из общения – мы находимся в постоянных коммуникациях с миром. Умение слушать, правильно говорить, аргументировано убеждать, не срываясь при этом на крик и оскорбления – искусство, которое обычно приходит с годами. Почему обычно? Я в своей практике сталкиваюсь с людьми разного возраста: от школьников и до бесконечности. И вижу, что некоторые вещи, очевидные уже подростку, совсем не очевидны крутому специалисту с сединой на висках. Странно, но факт: количество лет не всегда переходит в качество. Присмотритесь к 13 правилам этикета общения. Все они являются, что называется, банальными и прописными истинами, но, как я писал выше, не все сильно выросшие взрослые ими пользуются.

1. Умение вести беседу неспроста называют талантом.

Уметь разговаривать - прежде всего, значит уважать своего собеседника. Задавайте другому вопросы, на которые, вы знаете, он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не докучайте собеседнику длинными и труднопрерываемыми монологами. Не следует, как предостерегал Цицерон, завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого. Всегда будьте хорошим слушателем, старайтесь внимательно слушать и воодушевлять людей на разговор. Дайте почувствовать собеседнику, что в чем-то он превосходит вас, более значителен. Быть умнее собеседника вы можете, но не старайтесь этого подчеркивать, а тем более говорить. Худшее начало при работе с новым специалистом при внедрении как раз есть демонстрация собственного превосходства.

Вспоминаем правила Глеба Жеглова.

2. Желая убедить человека что-то сделать, старайтесь возбудить в нем стремление делать это. Один из простых способов завоевать симпатию человека -запомнить его имя и дать ему почувствовать, что он достоин уважения. Внимание – это лучший комплимент. В ход можно пускать все возможные способы коммуникаций: личное общение, телефон, электронная почта. Тот человек, которого не интересует судьба других людей, не только причиняет боль другим, но и сам испытывает огромные трудности в жизни.

3. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зрения другого человека. Это очень ценное качество – умение моделировать ситуацию со стороны, ставя себя на место собеседника (клиента). Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы другие делали для вас. Делай добро, и оно добром вернется.

4. Даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как мы хвалимся. Путем одобрения и поощрения старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждать в человеке, прежде всего, то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевлен поощрениями, он выполнит задание лучше, чем сделал бы, зная, что его будут «разбирать».

Вспоминаем Шварца — «Тень». Люди главном образом слушают себя…

5. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес (еще раз принцип Жеглова). Привлечь людей можно, прежде всего, доброжелательным, уважительным отношением к ним, одинаково ровным и справедливым ко всем, умением помочь им в работе. Одобрение, душевное слово — наиболее действенное средство мобилизации усилий человека, поддержания его творческого настроения. Ровное обращение со всеми членами коллектива — одно из условий его сплочения.

6. Недоразумение нельзя устранить спором; это можно сделать лишь с помощью такта, стремления к примирению, искреннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость и гнев.

7. Заслужив знаниями и способностями расположение людей, человек иногда теряет все это из-за несоблюдения элементарной тактичности. Такт — одно из тех качеств, отсутствие которых отрицательно сказывается даже на человеческих талантах.

8. Если вы хотите, чтобы люди соглашались с вашей точкой зрения, уважайте мнение других людей. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Говорите о том, где мнения совпадают. Чем больше ответов «да» в начале беседы, тем вероятнее «да» в заключение беседы, при рассмотрении ваших предложений.

9. Прежде чем возражать кому-либо, внимательно выслушайте его, постарайтесь понять чужой взгляд на вещи. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, а тем более в начале беседы, что он не прав. Лучше сказать: «Я не согласен с вами, но я могу ошибаться, давайте разберемся в фактах — если я не прав, я хочу, чтобы вы меня поправили». Главное внимание уделяется существу аргументов и краткости их изложения. Много говорить — еще не значит спорить. Тем более, что порою спор мы подменяем упорным навязыванием своей позиции, вовсе не интересуясь существом возражений.

10. Несогласие никогда не должно порождать неуважительности. Опровергая мнение своего оппонента, следите за тем, чтобы не обидеть его самого. Также в опровержении важно не скатиться на «личность» собеседника, ибо обидеть просто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее.

11. В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте слова мягкие, только аргументы приводите твердые. Не повышайте голоса; не забывайте, что спор нередко ведет к охлаждению отношений. Можно в споре победить, но потерять товарища. Не ищите спокойной тишины — результат приносит только активная жизнь.

12. Заметив, что ваш оппонент горячится или тем более горячиться начали вы сами, прекратите спор. Громкий спор не убедительнее спокойного. Что не удается доказать в спокойном тоне, того не доказать и криком. Чаще употребляйте: «прошу принять во внимание», «на мой взгляд», «общепринято такое мнение», «если не возражаете, я повторю…» и т.п. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам.

13. Будучи твердым и неуступчивым в принципиальных делах, проявляйте известную уступчивость, когда дело идет о людских слабостях. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а укрепляли доброжелательные взаимоотношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умение правильно делать замечания, с болью переживать ошибки коллег по работе и правильно воспринимать критику в свой адрес — признак человечности.

ИА REX: Действительно ли есть универсальные правила, которые позволяют договориться?

Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:

Хочу заметить, во-первых, что лавры первенства в разработке концепции бесконфликтного и успешного общения принадлежат американцу Дейлу Карнеги (1888-1955) и его книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936).  Во-вторых, при всей, казалось бы, очевидности утверждения А.Новичкова, что "нет разницы с кем ты общаешься: со школьником или коллегой, заказчиком или бизнес-партнером", все не так однозначно. Думаю, что способы достижения согласия или кооперации людей в разные периоды жизни человека и в разных культурах все же разнятся. Не так просто, скажем, из человека верующего (христианина или "убежденного коммуниста") сделать атеиста или приверженца иной веры. Ну, а если серьезно, то есть серьезные основания утверждать, что обсуждаемые правила исторически изменчивы. Каждая из возрастных или общественно-исторических эпох человеческого развития содержит в себе свои основания для достижения согласия. Именно поэтому с общественно-историческим развитием существенные изменения претерпевает и конституция страны (общественный договор). То, что вынес в практикум человеческого общения Дейл Карнеги - это ни что иное, как правила межличностной коммуникации, возникшие в контексте процессов "великой депрессии" 30-40-х гг. ХХ столетия. Для нас они актуализировались с трансформационными процессами конца ХХ - начала ХХІ столетия, когда на место всеобщих моральных ценностей вышли на аванс сцену общественной жизни ценности личностные. В заключение замечу, что для стран евроатлантического ареала вновь актуализируются ценности морали. Не за горами пора, когда в общественной жизни этих стран понадобятся новые правила достижения общественного согласия.

Роман Лискин, журналист:

Администрирование ИТ-проектов, всегда сталкивалась с несистемным подходом для решения вполне систематизированных задач. Поэтому оптимальное решение привязывать таланты на условиях аутсорсинга, а рядовых программистов, незаметных, но таких необходимых - брать в штат. Ну и конечно попадаются совершенно уникальные личности готовые мыслить стратегически и тем не менее вытаскивать свой креатив, когда его об этом просят.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы введение более жёстких мер по соблюдению Режима самоизоляции?
57.1% Нет
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть