О чем договорилась «Большая восьмерка»: мнения

Большая Восьмерка потеряла свою былую способность решать важные вопросы и стала чем-то вроде ток-шоу для лидеров, где можно делать громкие заявления и фотосессии
20 июня 2013  23:22 Отправить по email
Печать

Саммит Большой восьмерки, завершившийся в Лох-Эрне, Северная Ирландия, принял два документа — коммюнике и Лох-Эрнскую декларацию. Их тексты стали результатом компромисса между участниками саммита. Особенно серьезные споры шли по поводу ситуации в Сирии. Владимиру Путину удалось исключить из текста коммюнике призыв к отстранению президента Асада от власти, что стало его большим достижением.

ИА REX: О чем договорилась «Большая восьмерка»? Получается, что каждый участник остался при своём мнении?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

На ирландской «восьмёрке» Россию впервые попытались изолировать даже в этом узком кругу – публично, через канадского премьера, прокачав формат «7+1», который со временем имеет все шансы превратиться снова в простую цифру «7». Или остаться «восьмёркой», но с Китаем вместо России. Президент Путин, видимо, понимает, что теперь с каждой «сданной» Россией страной консолидированное давление со стороны семи остальных партнёров будет только расти. После Сирии позиции РФ внутри данного формата резко ухудшатся.

В своё время «ельцинскую» Россию пригласили в G7 с единственной целью: держать очарованного Западом и такой нежданной милостью Ельцина при себе, откачивая при этом с самой России всё что нужно. Сегодня, спустя двадцать лет, с Россией, из-под которой за это времени выбили слишком много табуреток, считаются всё меньше – это заметно даже со стороны. Поэтому главным достижением России, и соответственно Путина, на последней встрече стал некоторый, тактический, сброс скорости по убою Асада западной коалицией. Большего Россия сделать там не могла. Другой оттяжкой служит достигнутая договорённость о созыве Женевы-2 в августе. Важно отметить, что Владимир Путин чуть ли не впервые, в ходе развития сирийской темы, безапелляционно заявил Западу, что химического оружия армия официального Дамаска не применяла. Вспомним, что портал ИА REX рекомендовал России такую реакцию в качестве необходимой даже при всех имеющихся доказательствах обратного.

Возможно, кому-то из наблюдателей этого будет недостаточно. Однако – спасибо и на том. Было бы намного хуже, если бы итоговый протокол встречи остался без подписи Путина вообще. Одним из тактических ходов семи «постоянных» членов этой группы стран в ближайшем будущем может быть ещё один «случайный» тест: перестановка президента РФ из привычного центра ближе к левому или правому флангу G8, во время протокольных фотографирований. После Сирии здесь можно ждать любых инноваций. Главным становится вопрос: когда Россия разойдётся с G7 по разным углам? Так как нарастающие противоречия не позволят ей сидеть со своими главными оппонентами даже за одним столом.

Короче говоря, после того как будет дезактивирован Асад, атмосфера внутри G8 станет другой. Текущий формат G8 держится только на нём, каким бы странным не выглядело это утверждение.

Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):

Большая Восьмерка потеряла свою былую способность решать важные вопросы и стала чем-то вроде ток-шоу для лидеров, где можно делать громкие заявления и фотосессии, используемые для избирательных кампаний и пиара. Причин этого множества - от личных качеств ведущих участников, до все большего недоверия, царящего среди мировых лидеров. Их больше не объединяет общий дух глобализации. Не потому, что глобализация захлебнулась, а потому, что мы живем в мире, где глобализация, в общем победила.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Да, получается именно так: каждый остался при своём мнении, а принятые документы - коммюнике и декларация - состоят, на мой взгляд, из общих слов и фраз. Поэтому уместнее обратить внимание не на декларации, а на другие итоги саммита. Прежде всего, следует отметить, что в тексте документов о Сирии сказано немного, и призывов к отстранению Асада от власти, созданию очередного «переходного совета» и введению «бесполётной зоны» там, в самом деле, нет, а есть обтекаемые формировки, которые можно отнести как в к законной власти Сирии, так и мятежникам - «прекратите насилие, сядьте за стол переговоров, решайте вопросы политическим путём, не применяйте химическое оружие, боритесь с терроризмом» и т.д. Это действительно большое достижение Путина - люди более эмоциональные называют это даже не достижением, а «разгромной победой», и прямо пишут, что «семеро не смогли переломить одного», и что Путин снова прокрутил на кукане «демократический Запад». Что будет дальше, сказать трудно - все понимают, что Запад может наплевать на любые декларации - но пока можно порадоваться успеху.

Во-вторых, надо смотреть правде в глаза: канадский премьер не ошибся и не проговорился, он сказал чистую правду: нет никакой восьмёрки, есть 7+1: семёрка, то есть Запад, и Россия, и это был саммит семерых против одного – против Путина, против России.

В-третьих, нельзя не отметить, что Путин на саммите был очень хорош: жесток (началось это ещё со встречи с Д. Кэмэроном, когда Путин прямо заявил, что Запад фактически вооружает убийц и каннибалов), твёрд, убедителен и вообще красив. Поэтому Путина можно поздравить с успешным саммитом, а россиян с тем, что у них такой Президент – не прогибающийся под изменчивый мир. Берегите своего лидера, россияне, ему очень непросто, пожалуй, даже тяжелее, чем Сталину: тот был один против двоих, а Путин – один против семерых. Пожелаем же ему новых побед и успехов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть