Дорожную проблему в России не решить только деньгами: мнения

Эксперты считают, что решить одну из главных проблем России можно при помощи конкуренции
29 апреля 2013  18:09 Отправить по email
Печать

Президент России Владимир Путин в ходе «прямой линии» с населением заявил, что неудовлетворительное состояние автодорог является постоянной проблемой страны.

«Объём средств на цели дорожного строительства неуклонно растет. Однако проблема в том, что регионы не справляются с освоением этих денег. Губернаторы приходят и просят перенаправить дорожные деньги на другие нужды. Я надеюсь, что правительство не разрешит этого делать», — заявил глава государства.

Путин также высказался о необходимости общественного контроля за расходованием средств, выделенных на строительство и ремонт трасс. По его мнению, подобный контроль должен быть развернут во всех регионах.

«К сожалению, плохие дороги — это вечная российская проблема», — констатировал Владимир Путин.

Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:

К сожалению, в сфере строительства дорог в России царит тотальное воровство. Надо признать, что воруют буквально на всех уровнях. И никакого противоядия до сих пор не изобретено.

В нашей стране дороги в 20 раз дороже, чем, например, в Китае, но при этом они и заметно хуже по качеству. Причина, повторяю, в колоссальных откатах и отсутствие в этой отрасли честной конкуренции.

Что касается общественного контроля, то мне эта идея представляется абсолютно бесполезной. Лично я не понимаю, как общественник может контролировать строительство и ремонт дорог, если он в этом ровным счетом ничего не понимает. К каждому километру дороги ведь невозможно приставить профессионального эксперта, это утопия. Поэтому необходимо развивать конкуренцию. Появится реальная конкуренция — с рынка автоматически уйдут недобросовестные компании.

Алексей Шляпужников, заместитель директора Transparency International — R по региональному развитию:

Дороги, конечно, одна из вечных проблем России. Но это совершенно не означает, что её не надо решать. Напротив, это очень острая проблема, которая влияет на огромное количество сфер жизни россиян, на экономику страны и регионов.

Дороги — это безопасность. Более 60 процентов дорог в России не соответствуют требованиям безопасности. Это означает, что люди и грузы, перемещающиеся по нашим трассам в 60 процентах случаев сильно подвержены риску. Посмотрите, сколько людей гибнет на дорогах! Посмотрите, насколько быстро довольно качественные автомобили приходят в негодность.

Позволю себе не согласиться с Владимиром Путиным — решение дорожной проблемы страны лежит отнюдь не только и не столько в плоскости наполняемости средствами дорожных фондов. Средств в бюджетах Федерации и регионов на эту статью расходов закладывается даже больше, чем необходимо. Но это при нормальном режиме расходования этих средств.

Нормальный режим расходования можно обеспечить, во-первых, изменением процедуры заключения госконтрактов на дорожные работы. На данный момент чаще всего компания, выигравшая тендер или конкурс, непосредственно не занимается производством работ. Она формально находит субподрядчика, а тот зачастую еще несколько. Таким образом, работы выполняет совсем не тот исполнитель, который был определен конкурсом, а сумма, выделенная на мероприятия по дорожному ремонту, уменьшается на 10-20 процентов с появлением каждого нового посредника. В итоге конечный исполнитель не связан практически никакими гарантийными обязательствами, вынужден экономить на материалах и рабочей силе (денег то пришло меньше, чем необходимо). Неквалифицированная рабочая сила получает весьма скромное возмещение за свой труд и всеми правдами и неправдами пытается увеличить его размер, продавая «налево» материалы и топливо, что приводит к значительным нарушениям регламентных работ. Когда спустя некоторое время госзаказчик обращается за гарантийным ремонтом некачественно отремонтированного дорожного полотна, компания, выигравшая тендер, переадресует эти требования субподрядчикам, многих из которых к этому времени уже и след простыл. Несмотря на это, те же компании продолжают выигрывать тендеры и конкурсы на подобные работы дальнейшем. В итоге им выгодно то, что дороги ремонтируются некачественно, потому как рано или поздно на их ремонт будет объявлен новый тендер, которые они смогут выиграть.

Чиновникам тоже, как ни странно, это выгодно, потому как они в срок и в полном объеме осваивают выделенные на дорожный ремонт средства. Невыгодно только стране и ее жителям — они так и не имеют качественных дорог.

Необходимо так изменить систему заключения подобных контрактов, чтобы она не позволяла заключения договоров субподряда и вынуждала участников торгов самим отвечать за качество выполненных работ. Тогда и новые технологии придут в дорожное строительство, и качество работ заметно улучшится.

Дополнительным стимулом к изменению ситуации, несомненно, сможет стать введение института независимого контроля за произведением дорожных работ. Разумеется, создавать для этого еще одно громоздкое государственное ведомство не имеет никакого смысла — это повлечет дополнительные бюджетные траты и повысит коррупционные риски в и без того весьма коррупциогенной сфере. Гораздо эффективнее будет привлечь к этой деятельности существующую по всей стране разрозненную массу общественных организаций автомобилистов, пешеходов и прочих неравнодушных к данной проблеме граждан. Это как раз и будет ярчайший пример правильного взаимодействия государства с сектором НКО, о котором столько говорится в последнее время.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

котовас
Карма: 5
29.04.2013 18:27, #5905
Деньгами не решить, а такмо посадками подрядчика!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
79.1% Да.
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть