ТНК пока не стали государствами: Павел Крупкин

27 января 2013  15:14 Отправить по email
Печать

Доцент кафедры гуманитарных наук Кировского филиала Российской акаде­мии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат исторических наук Алексей Харин в журнале «Свободная Мысль» опубликовал статью «Эволюционные модели государства постмодерна. По мнению автора статьи, процессы глобализации, становление информационного общества, или постмодерна, стремительно меняют картину мира. «Формирующееся единое мировое экономическое, политическое, миграционное и т. п. пространство ведет, помимо прочего, и к эволюции института государства, его видов и типов. Появляются самые разнообразные модели и формы государственности: квазигосударства и государства-призраки (фантомы), ассоциированные государства, государства-нации и регион-государства, корпорации-государства и сетевые центры как государства, новые города-государства и даже всемирная федерация с государственными функциями. В частности, Ш. Кафлен предлагает три возможных сценария эволюции государства: растворение национального государства (своеобразное Новое Средневековье); гибкое национальное государство; измененное национальное государство. Подобную типологию, с учетом подходов ряда западных исследователей, предлагает и Е. Г. Пономарева, выделяющая государство предсовременное, современное и постсовременное», — отмечает эксперт.

ИА REX: Эволюционные модели государства постмодерна. А в каком направлении эволюционируют государства пост-СССР?

Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция):

Недостатком предложенной статьи является ее эклектичность. Автор «сгреб» многое, где присутствует слово «государство», без особой рефлексии над тем, в одном ли смысле данное слово использовалось в трудах-источниках. Потому иногда получается очень странная аргументация. Например, в разделе «государство-корпорация» автор приравнивает ТНК государствам только лишь на основании их мощи. Т.е. ежели Миттал «заломал» Либерию, а Мэрдок «влиял на политику» развитых стран, то ТНК стали государствами. Но ведь и ООН может давить на государства, а МВФ — их «заламывать» к выгоде своих основных вкладчиков — они что, тоже государства? А уж как влияют на политику различные неправительственные организации...

Потому для понимания наличествующего дрейфа государственности России имеет смысл «откатиться к основам», вычленив единую аналитическую систему для работы с имеющимися фактами. Государство обычно связывают (1) с политическим контролем над территорией, (2) с суверенитетом (т.е. приоритетом правовых установлений), (3) с монополизацией легального насилия.

В этом плане хороший системный взгляд на возникновение государства того класса, к которому относится государственность РФ, дает концепция Олсона-МакГира: момент, когда «рыскающие бандиты» (roving bandits) в целях снижения неопределенности своего существования решили перевести свою нерегулярную «добычу» в регулярную «ренту с ландшафта», и осели, взяв под контроль территорию, и став при этом «оседлыми бандитами» (stationary bandits), и можно считать моментом зарождения государства на рассматриваемом куске земли. Далее происходила эволюция институциональной «обвязки» «оседлых бандитов» — в торге с подчиненными подданными, и в острой конкуренции с «бандитами»- соседями — с целью поддержания своей ресурсной мощи на уровне этих задач. Данная мощь была сильно обусловлена рентой с эксплуатируемого ландшафта, получаемой с социальных низов как в виде «дани кровью» / рекрутов для войны с соседями, так и в виде различного рода нужных продуктов, включая качественное оружие. Мощь локальных общин, и выгоды от идентичностно-обусловленной мобилизации, привела «бандитов» к пониманию целесообразности «быть своими» для низов, что и простимулировало трансформацию режима «оседлого бандита» в то, что классическая политология называет термином «полицейское государство». Полицейское государство — это когда управители территории объявляют себя гарантами общего блага подданных, и для обеспечения данного блага они берут на себя функции полиции, следя за мерами и весами, угнетая криминал и социальный оппортунизм, заботясь о снижении прочих препон для деловой активности на контролируемой территории. Понятно, что в целях легитимации своего положения гаранта общего блага управитель позволяет общинным авторитетам быть при себе советниками в части форм, установлений и направлений деятельности своей администрации. Так возникает представительство, которое довольно быстро связывает ренту для управителя с качеством его деятельности: «нет налогов без представительства».

В параллель с представленной траекторией эволюции государственности «ордынского типа» существовала и другая линия социального развития — республиканская. Некоторые локальные общины оказались настолько мощными, что они смогли отбиться от «бандитов» обоих типов. Обычно это были города с небольшими прилегающими областями, в которых развитая промышленность служила основой для межрегиональной торговли и накопления финансовых средств. Структура самоуправления таких общин была выстроена по принципу гетерогенной группы — ядром управления там было сообщество «равных», опиравшихся на свои кланы родственников и клиентов. Эти «равные» на основе какого-либо формализма регулярно меняли людей на административных постах, заботясь о том, чтобы не возникло бы политической монополии одного семейства — впрочем, иногда и неуспешно. Но на каждом этапе до конца 17-го века мы можем найти города в качестве равномощных политических игроков «европейского концерта».

Однако в 17-18 в.в. ордынский тип государственности стал доминирующим в Европе. Это случилось потому, что «ордынства» научились водить большие армии, и у городов перестало хватать мощи для поддержания своей независимости. При том именно мощные города, становясь подданными суверенов, подтолкнули последних к обсуждавшейся выше трансформации их политических систем в полицейские государства. Следующий этап — «раскрытие династических корпораций», и вхождение в них деятелей верхушек городов — открыл фазу «национализации ордынств». На этой фазе некоторые монархии были ликвидированы, другие же — приспособились у более открытой политической системе. И постепенное расширение «зоны равноправия» на все общество, происходившее впоследствии, обозначило наличествующую ныне на Западе фазу «либеральных демократий».

При поиске положения России в представленной разметке мы можем видеть, что (1) территория политического контроля нашего государства вполне фиксирована — правда право суверена в некоторых регионах вполне успешно вопрошается местными «баронами», (2) пожалуй, можно сказать, что суверен обозначает себя гаратном общего блага, но в то же время институций, сертифицирующих соответствие представлений об общем благе в головах суверена и его «вертикали» таковым в головах актива локальных общин, увы нет, (3) на большинстве территорий у нас нет и самих сколь-либо мощных локальных общин, чей актив был бы отличен от «вертикали» суверена, (4) в части правоприменения официальные суды по факту являются выходными департаментами прокуратур, что еще раз подчеркивает доминирование «вертикали» на местах и исключение представительства локальных сообществ. В итоге получается, что современная российская государственность находится на этапе «стационарного бандита» — с включением неких элементов «полицейского государства».

При этом, судя по трендам изменения правоприменения в стране, и/или местного самоуправления, можно сделать вывод о «движении вспять» — исключении из машинерии российской государственности все большего числа классических полицейских функций, связываемых с «порядком», (напомню, что «полиция» здесь понимается в классическом политологическом смысле; а примерами исключаемого является следование единым писаным правилам при обработке кейсов членами «вертикали», одинаковость обработки кейсов для членов одной группы, этническая дифференциация обработки кейсов в одном месте, и другое подобное). Впрочем, о развитости в РФ управляющих практик, характерных для раннего аграрного общества «ордынского типа», уже говорилось многими. И даже то, что управляется здесь, в общем-то, индустриальный ландшафт, почему-то на применяемых практиках особо не сказывается. Только со временем постепенно «вымываются» сложные формы деятельности людей — приводя объект управления в соответствие с качеством искушенности управляющего аппарата.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Владимир
Карма: 15
28.01.2013 05:13, #4835
Ну, что ж, изложена (правда, не впервые) стройная теория, альтернативная "Возникновению частной собственности, семьи и государства".
Интересно. Познавательно.
Но вот закавыка. Даже в рамках этого анализа подмечена одна особенность сегодняшней ситуации в осколках Союза:
1. Процесс деиндустриализации привел к резкому сокращению и дезорганизации рабочего класса.
2. Вместе с этим резко снизился общественный спрос на работу технической интеллигенции и сократилась ее численность.
3. "Фермерское" хозяйство большей части сельского населения больше напоминает натуральное хозяйство, чем капиталистическое фермерство.
4. Все это, действительно, редуцирует общественное развитие до уровня раннего феодализма, НО!
5. В отличие от феодальных обществ в настоящее время в осколках Союза основным источником богатства является не продукция с/х, а ископаемые ресурсы, в добыче которых занято абсолютное меньшинство населения (а результаты абсорбируют вообще единицы!) и в остальных нужды вовсе НЕТ.
6. Остальное население превращается либо в деградирующий балласт, либо в избыточную раб-силу, мигрантов внешних и внутренних, бесправных и неорганизованных.
7. Все это, безусловно, напоминает (и не только напоминает) колониально зависимую территорию. "От Москвы до самых до окраин..."

Так что совершенно нет нужды в "ордынских", "бандитских" и др. экзотических теориях возникновения государственной власти. Вполне достаточно старого и верного классового анализа.

С пролетарским приветом...
Владимир
Карма: 15
28.01.2013 12:58, #4836
В ответ на комментарий Владимир #4835 (28.01.2013 05:13)
Прошу простить, что исковеркал название книги Энгельса - "Происхождение семьи, частной собственности и государства", конечно.
И еще одно.
Превращение выборной верхушки военной демократии древних в рабовладельческую или феодальную (у отсталых германских племен, например) знать никаким ордынством или бандитизмом не опишешь. Да и все другие случаи превращения сначала выборных властных полномочий в пожизненные и/или наследственные никаким "ордынством" или "бандитами" не объяснишь. Да и само понятие "бандитизм" возникает только с возникновением концепции права, т.е. много позже возникновения государства. А до того вполне достаточно было иметь возможность осуществить что-либо. И никаким бандитизмом это не считалось. Ни теми, кто осуществлял, ни теми, над кем.
Все эти выкрутасы с "ордынством" нужны только для того, чтобы замаскировать классовую сущность и назначение государства. А еще - для пропаганды, - уж очень красиво звучит: "бандитська влада" (укр.) или "российские традиции ордынства". Но давайте будем отличать пропаганду от научного знания.
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть