Правительство России готовит законопроект, запрещающий размещать в Интернете ссылки на материалы, признанные экстремистскими. Текст документа, в соответствии с которым вносятся такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях, опубликован на сайте Министерства связи РФ.
ИА REX: Как можно воспринимать такие законодательные инициативы?
Ефим Андурский, правозащитник:
Теперь, прежде чем дать гиперссылку на какой-либо материал, пользователю нужно будет зайти на спецсайт и, просмотрев гигантский список, убедиться в том, что этот материал не входит в список запрещённых. Наказывая пользователей за гиперссылки, поскольку их размещение снижает эффективность выполнения судебных решений о запрете распространения запрещённой судом информации, государство намеревается превратить пользователей во внештатных сотрудников федеральной службы судебных приставов-исполнителей. Ст. 20.29 КоАП РФ предусматривает санкции не за единичные гиперссылки, а именно за массовое распространение экстремистских материалов. А это означает, что пользователь должен распространять его направо и налево. Наиболее уязвимое место поправки заключается в том, что суду надо будет доказать, что пользователь, распространявший материал, запрещённый цензурой, отдавал себе отчёт в том, что этот материал входит в соответствующий список.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Это уже перебор. Гражданин не может знать, где какой суд кого запретил. Так басня Крылова от 1812 года «Волк на псарне» тоже может быть признана экстремистской. А гражданину что, с утра до вечера узнавать, кто, где чего запретил? Именно так ставят вопрос авторы законодательной инициативы. А это ещё более опасно для страны, чем какие-то линки, которые вообще никто не читает.
Технологически — можно фильтровать незаконные линки по списку спам-ресурсов у провайдеров или на кольцах обмена трафиком. Но предлагают не это, а раздражать, возмущать и штрафовать граждан. Эта законодательная инициатива похожа на идеологическую диверсию с целью возбудить ненависть к властям.
Михаэль Дорфман, писатель (Нью-Йорк, США):
Законодательные инициативы не должны обязательно быть умными или рациональными. В США существует целый каталог глупых, абсурдных, а то откровенно антиобщественных законов, призванных осуществлять социальный контроль в обществе. Дело не в законах, которые лицо общества. И нечего на зеркало пенять, если рожа кривая. Дело в том, чтобы законы соблюдались и применялись ко всем одинаково, чтобы судебная система следила за законностью, чтобы в обществе царила власть закона. А до этого в России ещё очень далеко.
Даниэль Штайсслингер:
Если рядовые граждане знают, как распространять запрещённый материал, не перепечатывая его, то почему надо думать, что об этом не догадаются законодатели и работники спецслужб? Не надо считать их поголовно идиотами: если они идиоты, то горе той стране, на которую они работают.
Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:
Если эти поправки и будут приняты, то нормально такой закон работать не сможет, потому что не продуманы механизмы его реализации. На сегодня в списке экстремистских материалов 1256 позиций. Для того чтобы материал оказался в этом списке, достаточно решения районного суда. Завтра достаточно какому-то районному суду признать какой-либо материал или издание экстремистским, и оно становится экстремистским в масштабах всей страны. В качестве примера можно привести решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 26 марта 2012 г. о запрете десятков авторитетнейших мусульманских книг. Это решение вызвало большой общественный резонанс в мусульманском социуме. Как отмечается в заявлении Духовного управления мусульман Дагестана, "по своей сути запрещение данных книг является запрещением в России Ислама.
Комментарии читателей (2):