В Нью-Йорке прошла презентация новой книги Збигнева Бжезинского «Стратегическое видение: Америка и кризис глобальной мощи» («Strategic Vision: America and the Crisis of Global Power»). Бывший советник президента США по национальной безопасности при президенте Картере рассказывает в ней о том, что тревожит его в современном мире. В интервью Комсомольской правде Бжезинский ответил на тревожащие его вопросы, в том числе и о катастрофическом падении качества образования в США.
«Примерно 52% нынешних абитуриентов американских колледжей не могут показать на карте, где находится Нью-Йорк. 70% поступающих в высшие учебные заведения в 2003-2010-х годах не могли найти Ирак — страну, с которой мы воевали! Как-то будущим студентам предложили идентифицировать некую большую территорию, закрашенную на карте голубым цветом. Так вот, 30% из них не смогли определить, что это был Тихий океан...», — отметил политолог.
С чем связано катастрофическое падение уровня образования в США? На постсоветском пространстве многие эксперты объясняют ухудшение качества образования снижением финансирования в сравнении с СССР, но в США этой проблемы нет.
Юрий Юрьев, политконструктор:
Бжезинский опять кого-то критикует, но не себя самого. Его концепция «необходимости доминирования» искорёжила жизни уже нескольких поколений американцев. Они вынуждены бежать «сломя голову» за теми знаниями, что приносят деньги или дают работу, забывая о базовых знаниях, на которых основываются личность.
Как только средний янки утыкается в культуру, он говорит: «Шекспир...», показывая, что культуру вообще-то конечно уважает, но знать её не обязан. И он действительно не обязан, ни семье, ни школе, ни даже власти знать и соблюдать культуру, пока на него не подали в суд за нечто неприемлемое. Он обязан соблюдать законы и доминировать профессионально, не более. «Честь», «культура», «нравственность» в устои США не входят, и если личности предложат огромный гонорар за позорную роль, она будет гордиться возможностью заработать, полагая это успешным доминированием с финансовой точки зрения. И улыбаться.
Но ещё хуже с концепцией «прав и свобод», отрицающей познавательную связь с природой и средой обитания. Человек волен быть болваном. Человек волен быть подонком. В итоге получаем болвана-подонка, гордящегося этой свободой, если она обогащает материально.
Эти люди голосуют за своих политиков не сами, а через дилеров-посредников. Эти люди отдают своим чиновникам триллионы на «поддержку демократии во всём мире», вот только те привнесённые демократии почему-то не содержат суда присяжных, как инструмента народовластия. Янки не волнуют эти несоответствия, они продолжают кормить международную бюрократию и считают это всё свободой.
Бжезинский и иные политики богато погуляли на деньги янки по всей планете, и вернувшись домой — обнаружили там «идиократию».
Всё мировое доминирование, все войны и набеги, все трофеи и деньги оказались бесполезны, доставаясь избалованным детям.
Александр Белковский, журналист:
Американское образование всегда проигрывало по сравнению с советским образованием. Рональд Рейган как-то признал, что «самое мощное оружие русских — это их образование».
Осенью 1979 года мне довелось встречаться со студентами и преподавателями Иллинойского университета и одного из колледжей в Детройте. Ни один из опрошенных ничего не слышал о Джеке Лондоне. Никто не имел ни малейшего понятия о Советском Союзе. Все разговоры, в основном, заканчивались деньгами — «Сколько ты зарабатываешь (сколько стоишь)?» И хотя в то время ещё не было интернета, в книжных магазинах и библиотеках (в отличие от советских) было изобилие книг, и, при желании, можно было найти любую информацию. Но для этого нужно знать, что искать.
Так что Збигнев Бжезинский спохватился слишком поздно. Ему надо было не со своей «шахматной доской» бегать, да не заботиться о судьбе России, а больше обращать внимание на то, что творится под носом.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):
Здесь имеет место подмена понятий: образованности и общей эрудиции. География в США не является обязательным к изучению предметом, она может изучаться и на уровне советского природоведения для младших классов. У нас есть стереотип о том, что образованный человек должен быть эрудированным. В Штатах подход иной: он должен владеть своей специальностью, остальное — неважно. Так что паника явно на пустом месте.
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»:
Объясняется это системой образования, всё что бесплатно или в обязательном виде, очень низкого качества, кроме того усиление узких направлений специализации тоже накладывает свой отпечаток. А хорошее образование как было, так и остается элитарным и дорогим.
Комментарии читателей (1):
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться...