По мнению некоторых преподавателей, тенденция по снижению в школах и ВУЗах уровня «академизма» в подготовке учеников и студентов — вполне естественна и необратима. Учебным заведениям приходится корректировать методы обучения в соответствии с тенденциями рынка и пожеланиями работодателя. В результате, современные абитуриенты и молодые специалисты приходят в ВУЗ или на работу с более сильной практической подготовкой, но теряют в навыках решения задач и «погружении» в теорию. Об этом на Всероссийском съезде учителей биологии и физики корреспонденту ИА REX рассказал кандидат физико-математических наук, и.о. проректора МГУ Никита Анисимов.
ИА REX: Многие учителя выражают опасения, что ранняя специализация учеников, предложенная новыми стандартами старшей школы, может пагубно сказаться на качестве образования.
Я был бы осторожен в прогнозах, потому что реально этот стандарт вступит в силу фактически через 5 лет, когда заработают стандарты для младшей и средней школы. На мой взгляд главное, чтобы они органично переплетались друг с другом. Если мы отдельно утверждаем начальный, потом отдельно стандарт средней, потом начинаем пересматривать и откладывать решение со стандартом высшей, то может получиться совсем другая проблема. Вопрос ранней дифференциации должны обсуждать другие специалисты — профессионалы в области психологии и педагогики.
Я, как организатор, могу сказать, что когда стандарты начинают расходиться с идеями и когда школьник первые 4 года учится по одной концепции, а потом его перебрасывают на другую, а затем и третью в старшей школе, то здесь могут начаться те же проблемы, как когда происходит переток из школы в ВУЗ без осмысленной стыковки школьного и ВУЗовского стандарта. Сейчас мы это хорошо чувствуем, когда к нам приходят школьники их приходится в чём-то доучивать, что-то доделывать.
ИА REX: Подготовка в школе стала лучше или хуже? Какими вы видите абитуриентов и первокурсников?
В этом году ещё будем смотреть, они только начнут учиться 1 сентября. Посмотрим, готовы ли они к освоению академической и университетской программы. У нас по закону имеются собственные вступительные испытания и мы хоть каким-то образом можем проверить профильные предметы. Хотя то, с чем мы столкнулись — по русскому языку принимаем в основном ЕГЭ — то немного снизилась подготовка в целом. Приводили анализ по решению детьми тех же задач, что и в 93 году. Он показал , что подготовка на естественнонаучных факультетах условно снизилась в 1,5 раза. Если ребята раньше решали в среднем 9 задач за определённое время, то сейчас 6. У них боле высокая компьютерная грамотность, высокая практическая готовность, но в том что касается навыков решения задач, погружения в проблему и теорию они справляются хуже. Соответственно, в ВУЗах надо больше давать академической подготовки.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
ИА REX: Ваше отношение к этой тенденции?
Это жизнь. Высшие учебные заведения всегда перестраивались под потребности общества. Они как создавались в средние века под потребности общества, так и дальше двигались.
ИА REX: Но у высшего заведения также есть задача в том числе и выпустить достойных специалистов, особенно, если они будут продолжать заниматься наукой.
Мы очень сейчас начали сотрудничать с работодателями, школой. С тем, чтобы, как я говорил, создать пересекаемый стандарт школы и ВУЗа, чтобы они коррелировали и мы говорили на одном языке с учителем школы, работодателем. Они тоже заинтересованы, чтобы ВУЗ давал правильный конечный результат.
ИА REX: То есть тенденция по корректировке подготовки специалистов под потребности работодателя набирает обороты?
Это естественная тенденция, сейчас идёт борьба за выпускника. Привлекают его прежде всего тем, что будет понятный карьерный рост, практика в хороших местах, лояльный работодатель. На днях на учёном совете мы утвердили 88 собственных университетских стандартов. Например, там прямо прописано, что выпускникам будут прививаться такое знание иностранного языка, чтобы он мог получить кембриджский сертификат как минимум уровня B2 — это очень серьёзная заявка. Я считаю, что этот момент стандарта, который обязательно необходимо выдержать.
ИА REX: За последние годы количество студентов на естественнонаучных факультетах прибавилось по сравнению с прошлым десятилетием?
Приём «спускается» сверху министерством, у нас формируются контрольные цифры, которые привязаны к финансированию и подобным вещам, поэтому у нас нет изменений, падений. Если мы принимаем 420 человек на физфак, то так оно и продолжается. Конкурс также не падает. Вы знаете, ректор в докладе отметил, что в этом году даже немного выросло количество желающих сдавать физику на ЕГЭ. Оно такое же, как и в прошлом году — 200 тыс., но так как выпускников меньше, то процент, соответственно, выше.
Комментарии читателей (0):