Запад вполне может пойти на то, чтобы отодвинуть Москву от участия в карабахской теме: мнение

27 июня 2011  17:13 Отправить по email
Печать

В Казани прошла встреча президентов России, Азербайджана и Армении. Серьёзных сдвигов в урегулировании карабахского конфликта не произошло. Причины того, что переговоры зашли в тупик эксперты видят во влиянии Запада.

ИА REX: «Встреча президентов России, Азербайджана и Армении в Казани не стала переломной из-за неготовности Баку принять последний вариант Основных принципов карабахского урегулирования, представленный сопредседателями Минской группы ОБСЕ - заявил 25 июня министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. Согласны ли вы с этим мнением?

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук:

Как эксперт я дал сразу несколько интервью перед саммитом в Казани. Основная мысль состояла в том, что эта встреча в трёхстороннем формате может стать одной из последних, на которую возлагаются хоть какие-то теоретические надежды. И добавил, что, к сожалению, на практике это вряд ли произойдёт. «Казань» подтвердила прогнозы. Более того: официальные итоговые документы саммита были на порядок ещё более общими и формальными, чем все предыдущие, в которых просматривалось какое-то условное движение вперёд (обмен пленными, трупами и т.п.).

Главная проблема состоит в том, что в процессе карабахского урегулирования уже пройдена та грань, до которой Россия могла начать влиять на процесс и, соответственно, укрепить свой авторитет как в региональном, так и, автоматически, геополитическом масштабе. Самое важное, что Запад Россию в этом смысле не беспокоил, как бы давая «выговориться» по полной программе, что создавало задел по времени.

Но теперь в любой, как всегда, самый неподходящий, момент Брюссель и Вашингтон могут объявить, что слишком долго ждали от Москвы доказательств её регионального веса, который подтверждается исключительно способностью влиять на процессы подобного рода. Теперь Запад вполне может пойти на то, чтобы отодвинуть Москву от участия в карабахской теме, предложив Еревану и Баку свои классические проекты, от которых им будет сложно отказаться.
Не исключено, что конечной целью таких проектов станет придание Карабаху статуса нового, полновесного государства на Южном Кавказе. И сам Карабах, в отличие от Баку и Еревана, от этого предложения откажется вряд ли. Кстати, именно тогда и может начаться новая карабахская война на Южном Кавказе, о которой в последнее время так много говорят.

Заметим, что, по крайней мере, три последние встречи президентов России, Азербайджана и Армении предварялись нагнетанием всё более сильного информационного шума по поводу их безрезультатности. Таким образом, буквально уже следующая встреча вполне может подвергаться прямой целенаправленной обструкции со всех сторон.

Подчеркну ещё раз: казанский шанс был одним из последних. Теоретически, там можно было озвучить хотя бы просто названия двух районов (например, Физули и Агдама), что уже само по себе сохранило бы имеющуюся раму встреч ещё на несколько относительно спокойных лет.

Показательно, что центр тяжести по обвинению в срыве договорённостей на этот раз фактически однозначно перенесён на Азербайджан. Эта деталь существенно усугубит дальнейший ход карабахского процесса, развязывая руки Баку.

Политолог, эксперт по СМИ и PR технологиям (Азербайджан) Али Гаджизаде:

МИД Армении не в первый раз выступает с аналогичными заявлениями, обвиняя во всем Азербайджан.

Баку свою позицию по этому вопросу выразил давно и предельно ясно. Она состоит в том, что Азербайджан никогда не согласится на отторжение своих территорий оккупированных Арменией.

Нагорный Карабах никогда не будет независимым государством и никогда не будет в составе Армении.

Считаю неуместными всякого рода спекуляции на эту тему, к сожалению, нам трудно проверить слова господина Налбандяна о том, что азербайджанская сторона якобы представила около десятка изменений, что и стало причиной отсутствия перелома.

Переговоры ведутся в обстановке полной секретности именно во избежание лишних спекуляций вокруг вопроса, и лица ведущие переговоры обязуются не разглашать их содержания до самого завершения процесса, однако армянский министр либо об этом позабыл либо просто лукавит.

Стоит также подчеркнуть неадекватность позиции стран сопредседателей, ибо они ставят в один ряд страну агрессора и страну, подвергшуюся агрессии, что противоречит, как международному праву, так и элементарной логике.

Надо иметь ввиду тот факт, что катастрофическое экономическое положение Армении значительно расшатало армянскую власть, и они сейчас не в коем случае не пойдут ни на какие соглашения по Карабаху, ибо любые, возможные на данный момент, соглашения будут негативно восприняты в армянском обществе и создаст прямую угрозу и без того не сильной власти Саргсяна.

Думаю, Азербайджану в этой ситуации выгодно подождать, так как терпеливый получает бесплатно то, за что нетерпеливый платит.

Политолог, эксперт по вопросам Кавказа и информационной безопасности (Армения) Самвел Мартиросян:

Переговоры вокруг Карабаха довольно сложно анализировать по причине глубокой секретности. Несмотря на то, что публично выставлены Мадридские принципы, реально точно неизвестно - над чем именно работают стороны. Особенно, учитывая тот факт, что эти принципы имеют в себе практически неразрешимые противоречия. И самый краеугольный вопрос - вопрос статуса Карабаха. Если речь идёт о возможности проведения в Нагорном Карабахе референдума, для решения его статуса, то не будем забывать, что Азербайджан в принципе не может пойти на прямое соглашение по этому вопросу, так как по конституции изменение границ страны предполагает всенародный референдум.

Что касается конкретно казанских переговоров, то до начала можно было заметить элементы давления посредников на Баку. За несколько дней до переговоров был через российские СМИ слит факт намерения поставить в Армению РСЗО "Смерч". Также, странным образом за несколько дней до этого Госдума ратифицировала новый договор о российской 102-ой военной базе в Армении. Интересно также послание Барака Обамы перед началом казанских переговорв, где он, фактически, обозначил три стороны конфликта - " настало время разрешить конфликт и дать людям Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха надежду на лучшее будущее для них и их детей" - что также довольно негативно должно восприниматься из Баку.

Если резюмировать, то можно сказать, что переговорный процесс, судя по всему, уходит в стадию засыпания, особенно с учётом того, что с осени Армения переходит к выборам в парламент, которые пройдут весной 2012 года.

Политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения) Грант Микаэлян: «Провал» попытки урегулирования в Казани выглядит закономерным. После августовской войны 2008 года мировое сообщество все более настороженно относится к «замороженным конфликтам», к числу которых относится нагорно-карабахский конфликт. Поэтому, страны-сопредседатели Минской Группы ОБСЕ (РФ, Франция, США), в рамках которой проходит урегулирование, усилили давление на стороны с целью их склонения к достижению взаимоприемлемого соглашения. Однако в действительности позиции сторон на протяжении всех последних лет лишь отдалялись – и сами посредники своими неуклюжими действиями также способствовали этому процессу.

В первую очередь, стоит отметить активизацию Степанакерта, который требует подключить и его к прямым переговорам (напомню: Армения формально представляет интересы Нагорно-Карабахской Республики в переговорном процессе). Также, важно то, что изменилась позиция общества в «материковой» Армении, стало больше сторонников проведения жёсткой линии. Позиция Азербайджана формально не менялась: она всегда была непримиримой (к примеру, через два дня после саммита Ильхам Алиев провел военный парад, где объявил, что война продолжается), однако именно сейчас у Азербайджана растёт ощущение, что рано или поздно он сможет решить вопрос в одиночку: в 2011 году военные расходы Баку превысят 3 млрд долларов.

В таких условиях предлагаемый план урегулирования выглядит крайне невыгодным в представлении обеих сторон. Азербайджану придётся отказаться от национального мифа о Карабахе и признать суверенитет НКР в части территории, контролируемой карабахскими силами сегодня. Карабаху же придется сдать порядка 60% нынешней территории, которая там не только считается исторически армянской, но и очень выгодна со стратегической точки зрения.

В таких условиях решение может быть эффективным лишь в условиях капитуляции одной из сторон, либо обеих (в случае с нынешним планом урегулирования). А поскольку применять силу для продавливания того или иного решения в Карабахе Запад или Россия не собираются, стороны будут упорно сопротивляться плану урегулирования, возлагая ответственность друг на друга.

И, хотя собственно переговоры провалил Азербайджан (прямо перед саммитом Ильхам Алиев заявил в интервью Евроньюс, что не собирается идти на какие-либо уступки ради достижения соглашения, что противоречит формату урегулирования), надо сказать, что вся попытка подобного урегулирования была мертворожденной изначально.

Напомним, что как сообщало ИА REX, саммит лидеров России, Азербайджана и Армении 24 июня завершился без достижения договорённостей об Основных принципах урегулирования в Нагорном Карабахе. Тем не менее, по итогам трёхсторонней встречи 24 июня в Казани лидеры заявили о «взаимопонимании по ряду вопросов».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть