Новый натовский клон на Востоке

Созданный США, Японией и Южной Кореей военный альянс способствует росту напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
23 августа 2024  23:59 Отправить по email
Печать

Глава Пентагона Ллойд Остин, министры обороны Японии и Республики Корея Минору Кихара и Син Вон Сик подписали недавно в Токио меморандум в рамках соглашения о трёхстороннем сотрудничестве в области безопасности. Какова цель этого сотрудничества и какие приняты решения для её достижения? Об этом – в интервью известного востоковеда доктора исторических наук Анатолия Кошкина.

– Анатолий Аркадьевич, для чего создан этот военный тройственный союз, своего рода аналог НАТО?

– Если говорить о главной его цели, для сохранения доминирования Соединённых Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Дело в том, что для этого по мере возрастания мощи Китая, расширения его международного влияния у Вашингтона стало не хватать собственных сил. Поэтому США наряду с наращиванием американского военного присутствия в регионе стремятся создавать различные альянсы и военно-политические блоки, явно рассчитывая с их помощью удержать свои ведущие позиции. США фактически потребовали от Японии и Южной Кореи включить свои армии и флоты в объединённую группировку, создаваемую ими на случай вооружённой конфронтации.

Официальное оформление этого тройственного союза произошло, напомню, ещё в августе прошлого года в Кэмп-Дэвиде на саммите лидеров США, Японии и Южной Кореи. Причём в его основу были положены многие принципы Североатлантического альянса, отчего он получил ещё название «мини-НАТО». Этим же летом в Токио на трёхсторонней встрече глав военных ведомств состоялась, как отмечено в меморандуме, «институционализация», то есть закрепление основ этого сотрудничества.

При этом нельзя не заметить, что истинные задачи, которые ставят перед «мини-НАТО», его участниками прикрываются причёсанными фразами. Например, в меморандуме подчёркивается, что цель тройственного союза – «способствовать миру и стабильности на Корейском полуострове, в Индо-Тихоокеанском регионе и за его пределами». И это притом, что сотрудничество в рамках тройственного союза подразумевает прежде всего наращивание военного взаимодействия, проведение различных совместных учений, которые, как правило, представляют собой бряцание оружием непосредственно у границ КНДР и даже Китая.

На встрече в Токио была подчёркнута приверженность принципу «расширенного сдерживания», под которым понимается, с одной стороны, обязательство Вашингтона использовать всю военную мощь, включая ядерное оружие в случае необходимости, для защиты своих союзников, а с другой – участие Японии и Южной Кореи в реализации американских ядерных планов. Нет необходимости особо подчёркивать, что всё это ведёт ни к ничему иному, как нагнетанию напряжённости в регионе.

– В связи с появлением тройственного союза под вопросом, наверное, оказалась необходимость двустороннего военного союза США и Японии?

– Вовсе нет. Как известно, тесный военный союз между Вашингтоном и Токио существует с 1951 года. Однако первоначально, когда американцы ещё не забыли коварство нации Ямато, страна-сюзерен сдерживала амбиции своего дальневосточного вассала, не позволяла ему форсировать воссоздание былой военной мощи, возлагая на японцев главным образом решение логистических задач. Тогда двойственный союз был необходим Вашингтону в первую очередь для использования японских островов как «непотопляемого авианосца», размещения здесь ударных сил передового базирования, которые должны были создавать угрозу Советскому Союзу и Китайской Народной Рес­публике, а также контролировать другие страны Восточной Азии.

Со временем США не только перестали сдерживать военные усилия японцев, но и стали активно подталкивать их к этому, рассчитывая переложить на эту страну часть задач по обеспечению американского доминирования в регионе. В нынешних условиях эти намерения стали ещё более очевидными. Кстати, об этом шла речь на отдельных американо-японских переговорах, которые, помимо трёхсторонней встречи, прошли в Токио.

Ключевой темой этих переговоров стало обсуждение вопросов по совершенствованию системы управления и координации действий сил самообороны Японии и вооружённых сил США в Японии. В период, когда совместные военные действия американской армии и японских «сил самообороны» рассматривались как гипотетическая возможность, руководство объединённой группировкой должно было осуществляться с территории США, а именно Индо-Тихоокеанским командованием ВС США, которое расположено на Гавайях.
Теперь же в Вашингтоне и Токио, всерьёз готовясь к возникновению «в любой момент» чрезвычайной военной ситуации, сочли необходимым учредить приближённый к району предстоящих военных действий объединённый штаб в Токио, чтобы приводить войска в боевую готовность и отдавать приказы об их выдвижении незамедлительно. Ибо командовать с расположенных в более чем пяти тысячах километров от Японии Гавайских островов затруднительно из-за возможных проблем со связью, а также разницей во времени между Токио и Гонолулу, составляющей 19 часов.

Официальное оформление этого тройственного союза произошло ещё в августе прошлого года в Кэмп-Дэвиде на саммите лидеров США, Японии и Южной Кореи

Создание таких командных структур в составе ВС США и сил самообороны Японии призвано, очевидно, улучшить планирование совместных учений в мирное время и совместных операций в случае конфликта. При этом у американских и японских сил, судя по японским публикациям, будут отдельные командные цепочки. Такие утверждения необходимы для того, чтобы не производить впечатления полного переподчинения японских вооружённых сил Пентагону.

В действительности же происходит, де-факто, именно такое подчинение, хотя японский премьер-министр Кисида в заявлениях и пытается убедить граждан своей страны в обратном. Что касается американцев, глава Пентагона Ллойд Остин так комментирует нововведение: «Это будет самым значительным изменением в вооружённых силах США в Японии с момента их создания и одним из сильнейших улучшений в наших военных связях с Японией за 70 лет». Новое командование США в Японии будет возглавлять американский трёхзвёздный генерал – также, как в соседней Южной Корее.

В Вашингтоне и Токио не скрывают, что новые меры принимаются в обстановке нагнетания противостояния японо-американского союза со своими противниками, на роль которых определены Китай, Россия и КНДР. За туманом красивых слов стоит милитаристская сущность заокеанского истеблишмента, его желание продолжать диктовать свою волю всему миру.

– Как же японский народ и японская общественность, привыкшие жить в условиях, пусть и ограниченного, пацифизма? С их мнением уже совсем не считаются?

– Японскому народу постоянного объясняли, что «договор безопасности» нужен на случай, если Страна восходящего солнца подвергнется прямому вооружённому нападению из-за рубежа. Но так как никто не собирался и не собирается нападать и захватывать Японию, военный союз преподносится японцам как гарантия их мирной жизни. Поэтому они терпели и продолжают терпеть присутствие на своих островах около сотни американских военных баз и объектов и мирятся с тем, что все эти базы – 55-тысячный контингент вооружённых сил США c семьями – содержатся на деньги японских налогоплательщиков.

Как в 1930-е годы, японская пропаганда сегодня мобилизует население на военное противостояние с соседями с запада, якобы «окружившими беззащитную» Японию с целью её «удушения». И надо признать, японское население верит такой пропаганде. В обстановке нагнетания военной истерии растёт и число тех, кто соглашается с удалением из конституции страны антивоенной 9-й статьи, провозглашающей отказ от обладания вооружёнными силами и права на ведение войны.

Интервью изданию "Красная звезда".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Как Вы относитесь к драпировке Мавзолея Ленина на Красной площади в Москве во время Парада Победы?
66.2% осуждаю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть