Развитие Северного морского пути (СМП) стало одним из предметов обсуждения на полях Восточного экономического форума – 2023 во Владивостоке. На сегодняшний день самым острым вопросом является строительство новых судов высокого ледового класса – танкеров, балкеров, контейнеровозов, кораблей снабжения, пишет Telegram-канал СМП.
Ставки на СМП
Специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» Владимир Панов отметил, что судостроительные компании и судоверфи играют ключевую роль в развитии СМП. Государству необходимо обеспечить эффективный диалог между перевозчиками и судоверфями, направленный на обновление и расширение флота. До 2035 года для СМП намечено построить 78 судов ледового класса.
При этом объем транзитных грузоперевозок по СМП после снижения в 2022 году постепенно восстанавливается. В 2021 год установлен рекорд по транзитным грузоперевозкам – 2 млн тонн. В 2022 году транзитный грузопоток из-за геополитических событий обрушился на 90%. Однако сейчас показатели постепенно восстанавливаются и превысили 1 млн тонн. В перспективе же перевозки станут круглогодичными.
Для этого в Арктике создается система мониторинга за изменениями климата, климатические полигоны, появляются аварийно-спасательные центры. Создано первое в мире научно-исследовательское судно «Северный полюс», которое может круглый год проводить исследования в высоких широтах Северного Ледовитого океана.
Первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов отметил, что Минвостокразвития рассматривает СМП как альтернативу Восточному полигону железных дорог в части перевозки грузов. Министерство отмечает устойчивый рост грузопотока по СМП.
Общий объем грузоперевозок по СМП в текущем году на данный момент составил 23 миллиона тонн. Пока наблюдается отставание от плановых цифр (36 млн тонн по итогам года). Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков ранее допустил снижение плана для СМП по поставкам грузов в 2023 году до прошлогоднего уровня в 34 млн тонн.
СМП не для цифр
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в рамках ВЭФ-2023 рассказал о перспективах развития СМП на ближайшие годы. И о том, как будут достигаться те показатели, которые прописаны в Стратегии до 2035 года. Министр считает, что Северный морской путь не стоит ограничивать какими-то рамками и цифрами. Главное для государства – это вывод продукции, перевозимой по нему, на рынки и получение за нее прибыли.
Еще три года назад эксперты Счетной палаты РФ пессимистично смотрели на возможность достижения грузооборота по СМП в 80 млн тонн в 2024 году. Главными проблемами тогда назывались отсутствие необходимого количества судов различных классов и инфраструктуры. За это время ситуация изменилась, но эти две ключевые проблемы никуда не делись. В связи с этим некоторые компании просто не перевозят свои грузы по Севморпути, а пользуются альтернативными маршрутами.
В этом году планировалось, что по СМП будет перевезено более 36 млн тонн грузов. Но есть предпосылки, что эти показатели не будут достигнуты. И Чекунков сравнил это обстоятельство с температурой тела, отметив, что в данном случае 36,6 лучше, чем 34. Но когда речь заходит о СМП и его целевых значениях по годам, то необходимо учитывать множество объективных факторов. Важным, по мнению министра, является вывоз из Арктики того, что произвели. А уже потом наращивать перевозки и других видов грузов. Ведь СМП изначально рассматривался в качестве ресурсного канала – для перевозки СПГ, нефти, руд, угля, металлов.
В начале следующего года планируется запустить первую линию «Арктик СПГ 2», сейчас ведутся пуско-наладочные работы. После ее запуска также ожидается увеличение грузопотока более чем на 6 млн тонн. «Восток Ойл» в свою очередь начнет качать нефть – снова рост. И если все произведенное будет своевременно вывезено и доставлено на рынки, то тогда можно будет говорить и о показателях, резюмировал Чекунков.
Комментарии читателей (0):