Сильвио Берлускони был обаятельным человеком, который брал от жизни всё. Этим он и был симпатичен. Но был ли он «великаном на фоне нынешних пигмеев», «последним из самодостаточных могикан», «одним из немногих выдающихся политиков Запада»?
Ответ: «да» – если действительно сравнивать Берлускони с нынешними марионетками Pax Americana, лишёнными всякой политической воли. На их фоне этот жизнерадостный миллиардер, знавший толк в женщинах, футболе и автомобилях, в самом деле выделялся попытками в каждом решении исходить из национальных интересов собственной страны.
Увы, практически все те попытки закончились провалом – и в этом, пожалуй, главная трагедия жизни Сильвио Берлускони.
В начале 2000-х, будучи в зените славы, Берлускони выступал за сближение Запада с Россией. Мечтал ли он о прочном мире с русскими? О «Большой Европе»? Возможно. Однако уже тогда под сближением с Москвой на Западе понималось встраивание РФ в собственные геополитические проекты, с полным растворением субъектности нашей страны.
Символом тех усилий Берлускони стало подписание в 2002-м Римской декларации о создании Совета Россия – НАТО, что преподносилось как «точка в Холодной войне». Отчасти это было верно, поскольку в основе лежала всё та же политика конвергенции, которая привела к «запятой» – крушению СССР. После окончательной «точки» Холодная война становилась бы невозможной, ведь наша страна должна была превратиться в таран Глобального Запада против Китая.
Дело дошло до совместных командно-штабных учений альянса и ВС РФ (2004-2006 гг.). Но, к счастью, это сотрудничество сперва запнулось на «войне 08.08.08», а с началом Русской весны и вовсе застопорилось.
Так или иначе, в своих практических шагах Берлускони мало чем отличался от прочих лидеров стран НАТО. Включая поддержанное им расширение альянса на Восток и одобрение размещения американской ПРО в Европе.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В последние годы, уже уйдя со всех значимых постов, Берлускони, как это свойственно отставникам, позволил себе ряд реплик в защиту суверенного курса России: от личного признания Крыма частью РФ до недавних инвектив в адрес Зеленского. Увы, это никак не помешало Риму присоединиться ко всем санкциям Запада против нашей страны и впрячься в военно-финансовую поддержку Киева. А партии «Вперёд, Италия» – поддержать, пусть не без трений, нынешнее правительство Джорджи Мелони.
Всё это напоминает поведение Берлускони в годы, когда и сам он был на вершине власти. Достаточно вспомнить, как при всех его эскападах в адрес США Италия дважды становилась членом коалиций Запада: для войны с Ираком (2003) и Ливией (2011).
В Ираке итальянский контингент был стабильно третьим-четвёртым по численности среди оккупационных войск. В 2005 году, после гибели от рук американцев итальянского военного разведчика, Берлускони объявил было о выходе из коалиции – но уже сутки спустя, после окрика из Вашингтона, отозвал своё заявление.
В случае же с Ливией Италия при Берлускони и вовсе растоптала в одностороннем порядке Договор о дружбе двух стран – случилось это менее чем через два года после его вступления в силу в 2009 году. «У меня были связаны руки голосованием парламента моей страны!» – оправдывался Сильвио.
Его последним важным решением на посту премьера в ноябре-2011 стало согласие на контроль МВФ над реформами в поражённой финансовым кризисом Италии. Отставка Берлускони в том же месяце уже смахивала на бегство с тонущего корабля, а сам он – на харизматичного, но неудачливого капитана, обречённого беспомощно смотреть, как его корабль тонет в пучине нового мирового порядка.
В целом, наряду с Саркози и Меркель, Берлускони принадлежал к породе европейских политиков старой школы, которые ещё пытались отстаивать интересы своих стран. Та порода была зачищена под корень накануне смертельной схватки с Россией, чтобы уступить место совсем уж картонным персонажам уровня Шольца и Мелони под колпаком у «Пяти глаз».
Что ж, так хотя бы честнее. Меньше иллюзий.
Комментарии читателей (0):