В первую очередь новому московскому градоначальнику Сергею Собянину предстоит сформировать новое Правительство Москвы. Судя по всему, в него войдет целый ряд столичных чиновников «лужковского призыва». Вступление в «Единую Россию» Владимира Ресина и его демонстративный разрыв с символами наследия прежнего мэра могут говорить о том, что такой кадровый компромисс оговорили заранее. Возможно, такой шаг был сделан и для того, чтобы успокоить инвесторов, вложивших средства в финансовую систему или крупные стройки столицы. Об этом 21 октября корреспонденту ИА REX заявил руководитель Центра политических исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, отвечая на вопрос о первоочередных задачах, которые стоят перед новым мэром.
«Немедленному массовому наплыву в мэрию бывших сослуживцев Собянина по Тюменской области препятствует еще два фактора. Во-первых, как показал опыт работы Сергея Семеновича в Администрации президента и Аппарате Правительства РФ, он весьма осторожно переводит на новое место членов своей прежней команды. Во-вторых, у Собянина сохраняются интересы и на федеральном уровне, и в Тюменской области – значит, люди из его команды должны сохранить позиции и там», - отметил эксперт.
По его словам, Сергей Собянин всегда проявлял себя, как человек осторожный. «Скорее всего, до Нового года радикальных шагов в столице новый мэр предпринимать не будет. Вероятно, он ограничится отдельными символическими жестами, давая москвичам привыкнуть к переменам в руководстве города. Кроме того, следующий год – уже предвыборный. В это время в Москве вряд ли будут предприняты какие-то реформы в социальной сфере, которые могли бы вызвать недовольство москвичей, - подчеркнул Нейжмаков. - Являясь губернатором Тюменской области, Сергей Собянин провел реформу социальной сферы региона, но вряд ли в столице нечто подобное предпримут до федеральных выборов».
Эксперт уверен, что вопрос о реприватизации активов московского Правительства упирается в более широкий. За последний год Сергей Собянин не потерпел крупных аппаратных поражений, но в декабре 2009 года было отложено рассмотрение законопроекта о госуслугах и электронном правительстве. «В его подготовке вице-премьер принимал активное участие. Однако осенью 2009 года губернатором Свердловской области стал Александр Мишарин. Он считался протеже Собянина. Даже после публичной критики со стороны Дмитрия Медведева удержался на своем посту и министр регионального развития Виктор Басаргин. Его считают соратником экс-главы Аппарата Правительства. Да и сам Собянин вступал в открытую полемику с президентом. Например, по поводу сокращения численности чиновников. В данном случае это может говорить о заметном аппаратном весе члена Правительства», - отмечает Нейжмаков.
«Значит - вероятно, новому мэру могла быть предложена какая-то компенсация за возможности, которые он утратит после ухода из Правительства, - продолжает эксперт. - Прежде всего, стоит поставить под вопрос мнение, высказанное некоторыми СМИ о том, что во главе Москвы Собянин будет чисто технической фигурой, находящейся под плотной опекой Правительства РФ. Вряд ли это так. Тем более как минимум трижды новые назначения Сергея Собянина сопровождались комментариями о «послушном техническом исполнителе», который априори будет «менее влиятелен, чем его предшественник». А в итоге Собянин наращивал свой аппаратный вес едва ли не с нуля. Не исключено, что подтвердится циркулировавшая еще с апреля 2010 года информация о новой, более значительной роли Сергей Собянина в «Единой России». Кстати, вероятность такого развития событий может увеличить уход в Правительство РФ видного партийного функционера Вячеслава Володина».
Но, как бы то ни было, у политического влияния нового мэра должна быть экономическая база. По словам Михаила Нейжмакова, это значит, что часть московских активов действительно может быть списана в качестве непрофильных, а контроль столичного правительства над многими другими может сохраниться. В их число попадают и активы в сфере медиа (имеющие политическое значение) – например, телеканал ТВЦ.
«В среднесрочной перспективе люди из команды Собянина должны будут взять под контроль вопросы, связанные с рынком недвижимости и стройкомплексом в столице. Это – не просто материальные возможности, это экономический рычаг, прекрасно подходящий для решения политических задач. В этом сегменте заинтересованы все ведущие федеральные и региональные группы влияния. Контролем над этой сферой в качестве инструмента давления (для повышения своего влияния, как на федеральном уровне, так и в других регионах) пользовался еще Юрий Лужков и любой его преемник наверняка захотел бы взять ее под свой контроль», - подытожил руководитель Центра политических исследований.
Комментарии читателей (0):