Глава Минпромторга и вице-премьер Денис Мантуров анонсировал с лета 2024 года начало выпуска легковых автомобилей под легендарным брендом "Волга". Производство будет налажено на мощностях Горьковского автозавода (ГАЗ) на бывшем предприятии Volkswagen.
Здесь сделаю небольшое отступление. Некоторые, лёжа на диване, любят покритиковать отечественный автопром. В особенности, приводят пример "Москвича", который является китайским JAC. А в том году смеялись над Lada Granta без подушек безопасности и ABS за более, чем 700 тысяч рублей.
Всю эту критику не считаю в данный момент справедливой. И вот почему. Объективно критиковать наш автопром можно было до 2022 года. А, точнее, ту стратегию, которая была принята в его отношении. Её суть заключалась в привлечении западных концернов с перспективой локализации комплектующих и технологий.
Однако итог оказался предсказуемым. Если иностранцы что-то и локализовывали, то делали это из-под палки, а введённая балльная система позволяла компаниям грамотно лавировать, набирая "очки" за производство таких "простых" вещей вроде кузова и автомобильных ковриков.
Сейчас можно только гадать, дошли бы до нас в конце концов технологии лет через 7-10, если бы подобная стратегия продолжила бы реализовываться, или нет. Как бы то ни было, результат очевиден. Да и аргументов в пользу стратегии не находится, поскольку даже в АвтоВАЗе Renault практически добил собственный научно-технический потенциал. Даже платформу для производства Lada Vesta планировали перевести в Румынию. Хорошо, что не успели.
Поэтому в 2022 году производство легковых автомобилей оказалось там, где оно и должно было оказаться. На другое рассчитывать было сложно. И здесь уж точно было не до смеха над Грантой без подушек безопасности или над Москвичом-JAC.
При этом необходимо отметить, что абсолютно все "китайские" проекты планируется не просто локализовывать, а переводить их на собственную платформу и выходить на технологическую независимость. Например, для "Москвича" собственную платформу обещают в 2025 году, а технологическую независимость на основе собственных комплектующих - к 2027 году. По проектам Lada (в т.ч. по X-Cross) стратегия такая же.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Здесь был выбор: либо начинать всё с нуля и ждать начала серийного производства 4-5 лет, либо брать за образцы китайские автомобили, налаживая выпуск в течение нескольких месяцев и, далее, проводить постепенное импортозамещение. Очевидно, оправданным является второй вариант, к которому было решено прибегнуть.
И смотреть на результат мы будем через несколько лет. И критиковать в том случае, если планы не будут выполнены. Сейчас это делать бессмысленно.
Теперь о "Волге". По словам Дениса Мантурова производство начнётся летом следующего года. Понятно, что здесь также будет не свой автомобиль, а, скорее всего, выпуск китайских машин с шильдиком ГАЗ. И, далее, как и с другими проектами, начнётся постепенный переход на российские комплектующие. Повторю, история абсолютно нормальная. Хотя общественная организация "Автомобильный союз" уже успела выступить против:
"Можно повесить шильдик на любую китайскую машину, но "Волгой" она от этого, конечно, не станет. Она останется китайской машиной с шильдиком, который зачем-то навесили. Не понимаю, зачем так варварски обращаться со старыми брендами. Лично я абсолютно уверен, что "Волга" - это автомобиль, с большой историей. Соответственно, китайский автомобиль, который перелицуют под этот бренд, никакого отношения к "Волге" иметь не будет"
Заявление смешное. Сила бренда - не менее важная вещь, чем сам продукт. Иначе можно сказать, что Apple - не американский бренд, а китайский, ведь производится он в КНР и состоит преимущественно из местных деталей.
Причём я уверен, что если российским предприятиям, действительно, удастся выполнить задуманное и создать по-настоящему отечественный автомобиль, то все эти эксперты переобуются и станут петь дифирамбы русской автомобильной промышленности.
Поэтому вывод здесь можно сделать один единственный. Принятые решения о возрождении легендарных марок и планы по технологической независимости можно только приветствовать. А вот дальше смотреть за результатом и успехами. И уже тогда обращать внимание на недоработки, а не в самом начале, где мы стартуем фактически с нуля.
В конце подниму вопрос цены. Те цены на автомобили, которые имеются сейчас, они, конечно, неадекватные. Но, опять, чего-то другого ожидать было сложно, поскольку в настоящий момент себестоимость автомобилей чрезвычайно высокая. Чтобы её снижать в реальном выражении необходимо выйти хоть на какие-то объёмы. Тогда предприятия по цепочке будут получать больше заказов, что позволит постепенно предлагать более комфортные цены.
Выход здесь один - государство должно субсидировать хотя бы 30% на покупку нового автомобиля под российской маркой. Надо сказать, такая программа в прошлом году была (компенсация от 20 до 25%). И Lada Granta с компенсацией стоила не 730 тысяч, а около 550 тыс.
Однако в начале года выяснилось, что выделенных на неё денег недостаточно. Субсидирование оставили только для электромобилей, а также для медработников, военнослужащих и работников образования. Как понимаем, круг потенциальных получателей не слишком большой. Необходимо расширять программу. Чем больше будет внутренний рынок, тем быстрее предприятия автопрома смогут выйти на технологическую независимость и снизить стоимость на автомобили в реальном выражении.
Комментарии читателей (0):