Переосмысление отношений России и Африки: почему вузы – ключ к устойчивому взаимодействию

Высшие учебные заведения могут сыграть уникальную роль в возрождающихся российско-африканских отношениях
3 июня 2023  20:18 Отправить по email
Печать

Африке надоело наблюдать, как внешние акторы то возлагают вину друг на друга, то присваивают себе «гуманитарные» и «цивилизаторские» заслуги. Есть много других вопросов, которым эти страны могли бы уделить внимание, пишет лектор Эгертонского университета (Кения) Исраэль Ньябури Ньядера в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Решающий поворотный момент в отношениях между Россией и африканскими странами наступил в 2019 году, когда Россия принимала лидеров континента на первом российско-африканском саммите в Сочи. С тех пор изменились не только отношения России с её западными соседями, но и отношения Африки с развивающимися и великими державами.

Двадцатилетние успехи Китая в борьбе за влияние над континентом, похоже, пошли на убыль, поскольку за последние четыре года наблюдалось снижение инвестиций, особенно в инфраструктуру. По данным Центра зелёных финансов и развития Фуданьского университета, в 2022 году китайские инвестиции в Африку сократились на 55% С другой стороны, Европейский союз, видимо, начинает теплее относиться к континенту после многих лет сворачивания контактов. Принятие Совместного видения – 2030 Европейским союзом и Африкой на саммите, прошедшем 17-18 февраля 2022 года в Брюсселе, является ощутимым показателем намерений обеих сторон.

Но, несмотря на то, как меняется взаимодействие Африки с внешними силами, много внимания по-прежнему уделяется нарративу, придуманному и продвигаемому силами за пределами континента и подчёркивающему негативные аспекты отношений Африки с остальным миром. В его рамках игнорируются не только африканская идентичность, общественное мнение и активный подход к международным отношениям, но и достижения, ставшие результатом африканской стратегии «распростёртых объятий», которая позволяет континенту иметь хорошие отношения со странами из других частей мира.

Африке надоело наблюдать, как внешние акторы то возлагают вину друг на друга, то присваивают себе «гуманитарные» и «цивилизаторские» заслуги. Есть много других вопросов, которым эти страны могли бы уделить внимание.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Именно здесь проявляется роль высших учебных заведений. В контексте возрождающихся отношений между Африкой и Россией вузы могут сыграть уникальную роль. Новые контакты между Москвой и Африкой должны выйти за рамки встреч между политиками и превратиться в возможность для взаимодействия поколений. Молодое поколение в Африке обладает большим потенциалом для реализации чаяний континента, но для этого африканским странам нужно следовать глобальной тенденции создания обществ, основанных на знаниях. Нельзя недооценивать место знаний в решении проблем, с которыми сталкиваются многие развивающиеся страны – от проблемы болезней до проблем городского планирования, жилья, школ, продовольственной безопасности, доступной энергии и экономической инфраструктуры.

Россия предоставляет африканским студентам и аспирантам уникальную возможность использовать свой опыт в таких научных и исследовательских направлениях, как искусственный интеллект, инженерия, нанотехнологии, сельское хозяйство, атомная энергетика, кибербезопасность и внешняя политика. Важно отметить, что недавно введённые санкции в отношении России дали стране возможность переосмыслить свою экономическую и социальную политику, чтобы она соответствовала актуальным вызовам. Эти уроки могут иметь большое значение для Африки, которая борется с неблагоприятными условиями, порождёнными либеральной экономической системой и институтами. Более того, таким опытом удобнее всего обмениваться в академической среде, что означает возможность сдвига от отношений политического характера к взаимодействию с участием учёных и исследователей, новыми идеями и стратегиями.

Для достижения этой цели можно предложить:

(1) создание сети качественных университетов, в которых африканцы и россияне могли бы сотрудничать и участвовать в совместных исследованиях и проектах;

(2) усиление мобильности студентов и исследователей между Россией и Африкой для развития не только обмена знаниями, но и культурного и общественного взаимодействия;

(3) создание платформы для обмена технологиями и информацией, что особенно актуально в эпоху постправды и фальшивых новостей; хранителями знаний и информации должны быть люди, находящиеся в интеллектуальном пространстве;

(4) использование образовательной сферы для развития экономики, основанной на высоких технологиях, и преодоления сохраняющегося разрыва в этой области.

Учитывая важность знаний и значение политики, основанной на фактических данных, как для социальной инклюзивности, так и для развития общества, укрепление межгосударственных отношений на основе академического сотрудничества выглядит областью, нуждающейся в дальнейшем изучении. С 1950-х годов в Африке были предприняты огромные усилия по продвижению высшего образования, но континент всё ещё сильно отстаёт от мировых тенденций. Например, согласно докладу ЮНЕСКО за 2021 год, африканские высшие учебные заведения составляют лишь 8,9% от общего числа высших учебных заведений в мире, составляющего 18 772 вуза. Это является очевидно низким показателем по сравнению с 12% в Карибском бассейне и Латинской Америке, 20,4% в Северной Америке, 21,9% в Европе и 37% в Азии. Очень важен процент ВВП, выделяемый высшим учебным заведениям в Африке (0,59%), что составляет примерно 1,01% соответствующих мировых расходов. Население Африки выросло до более 1,3 миллиарда человек, но на континенте выходит меньше научных публикаций, чем в Канаде, с её населением в 37,8 миллиона человек.

В заключение отметим, что усиление академической компоненты в российско-африканских отношениях, вероятно, не только окажет положительное влияние на состояние высшего образования на континенте, но и предоставит Африке возможность переосмыслить свой подход к развитию и начать меньше полагаться на гуманитарные усилия и внешнюю помощь, перейдя к более активному подходу и самостоятельному принятию решений. Студенческие обмены, совместные исследования, создание академических консорциумов, консультации и совместные проекты – вот способы, с помощью которых такие отношения могут начать развиваться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть