Пробуждение от инфляционных грёз указывает на риск взрыва спекулятивных пузырей в ближайшем будущем. Пузыри в сфере недвижимости, финансов и спекуляции сырьём могут лопнуть, когда достаточная ликвидность иссякнет. Наступление последствий взрыва пузырей, подпитывавшихся иллюзией бесконечного долга, можно замедлить, но не устранить. Возможность такого сценария, ведущего к рецессии, реальна. И первые вызывающие опасения признаки уже можно наблюдать. Об этом пишет ординарный профессор Университета Павии Дарио Вело в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
После длительного периода стабильных цен, близких к нулю процентных ставок (вплоть до падения ниже нуля) и относительно приемлемого развития в большинстве западных стран распространилось убеждение, что нет предела задолженности – как для частных лиц, так и для государств.
Перспектива полагаться на более низкую процентную ставку, чем темпы роста экономики, в долгосрочном цикле умаляла важность роста долга. Те, кто накопил высокий уровень долга, не видели причин сокращать его.
Количественное смягчение, гарантированное ведущими центральными банками, поддерживало уверенность в новой экономической политике, способной обеспечивать стабильное развитие наперекор старым экономическим теориям, казавшимся вредными для роста экономики и слишком консервативными.
Таким образом, экономисты считали, что традиционная циклическая политика может взять на себя роль реальной структурной политики. Либеральное кейнсианство привело многих экономистов к тому, чтобы акцентировать внимание на краткосрочных последствиях, недооценивая значение причин процессов.
Теперь инфляция возвращается, заставляя нас проснуться от сна, который, как мы надеялись, должен был продлиться гораздо дольше. Увеличение долга увеличивает финансовую уязвимость. Ни одно государство не может бесконечно наращивать денежный оборот, не соблюдая структурные ограничения создания денег. Компании должны соблюдать сбалансированное соотношение между заёмным и рисковым капиталом. Инфляция порождает неравенство среди граждан, которые обладают разными возможностями защищать свою покупательную способность. Различия между этими способностями к самозащите, например, у фрилансеров и пенсионеров, если брать две кардинально различающиеся социальные группы, могут породить экстремистскую оппозицию и даже возродить терроризм.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Инфляция, выросшая в США и, в меньшей степени, в Европе, порождает диспропорции в международном финансовом порядке, противопоставляя более развитые страны остальному миру, создавая неравенство между государствами, а также неравенство внутри государств между гражданами.
Инфляция также создаёт диспропорции между компаниями с разными возможностями выравнивания цен на продаваемую продукцию с учётом инфляции. Это вызывает нестабильность на рынке и специфические проблемы в промышленных областях, где сосредоточены компании с различной способностью справляться с последствиями инфляции. Социальные последствия могут быть значительными, усугубляя неравенство, возникающее на индивидуальном уровне.
Усложняется прогнозирование, снижается доверие как со стороны производителей и потребителей, так и в целом всех субъектов экономической деятельности, что имеет долгосрочные негативные последствия.
Пробуждение от инфляционных грёз указывает на риск взрыва спекулятивных пузырей в ближайшем будущем. Пузыри в сфере недвижимости, финансов и спекуляции сырьём могут лопнуть, когда достаточная ликвидность иссякнет.
Наступление последствий взрыва пузырей, подпитывавшихся иллюзией бесконечного долга, можно замедлить, но не устранить. Возможность такого сценария, ведущего к рецессии, реальна. И первые вызывающие опасения признаки уже можно наблюдать.
Понимание этого сдвига требует выявления структурных причин. Если не найти противоядия, этот сдвиг может привести к переходу от инфляции к гиперинфляции, подталкивающей мир к хаосу.
Наблюдаемые нами признаки кризиса могут дать ключ к пониманию структурных причин разрушения порядка. Достаточно вспомнить о кризисе Бреттон-Вудской системы. Эта аналогия совсем не безосновательна.
За денежным кризисом, начавшимся в 1968 году и приведшим к неконвертируемости доллара в золото по решению президента Никсона, последовали:
-
нефтяной кризис;
-
распространение спекуляций на товарных рынках;
-
противоположные тенденции паритета обменных курсов, в частности европейских валют;
-
остановка коммерческой интеграции (прежде всего в Европе), так как интегрированный рынок возможен только при наличии стабильных валютных курсов;
-
возвращение протекционизма.
Эти явления имели несколько причин, но спусковым крючком можно считать конец порядка, основанного в Бреттон-Вудсе.
Сегодня признаки возможного ещё более серьёзного кризиса практически такие же, только денежные аспекты интегрированы с финансовыми.
Денежный кризис 1968 года соответствует финансовому кризису 2007 года, конец обменного золотого стандарта соответствует растущим трудностям финансов США в выполнении роли стержня мирового финансового порядка.
Самая задолжавшая страна в мире – США. Конгресс США вынужден расширять возможности правительства по увеличению разрешённого конституцией бюджетного дефицита. Но разрешение, предоставленное в качестве чрезвычайной меры, не может укрепить международное доверие к частным финансам и финансовым органам.
Риск на международном уровне заключается в неплатёжеспособности наиболее задолжавших экономических субъектов, будь то государства или отдельные фирмы и лица. Не следует забывать, что Италия занимает второе место по размеру задолженности после США.
Финансовые кризисы могут принимать эпидемический характер, увеличивая хаос.
Вера в то, что заимствования можно продолжать наращивать, подпитывалась в Соединённых Штатах механизмами, которые обеспечивали международный спрос на ценные бумаги Казначейства США.
Соединённые Штаты могли увеличивать выпуск государственных облигаций, поскольку они в основном размещались в странах, которые использовали доллар в качестве резервной и платёжной валюты. Долларовые активы вкладывались этими странами в госдолг США для получения компенсации без потери ликвидности активов.
Использование доллара в качестве резервной и платёжной валюты теперь сократилось, долг США увеличился. Впрочем, дисбаланс временно уменьшился в результате продолжающегося конфликта: конфликты всегда укрепляют главную валюту, которая приобретает значение безопасной гавани.
Важнейшей задачей, которую необходимо решить, является построение нового мирового порядка. Её можно разделить на несколько задач: в первую очередь миру нужны новый международный валютно-финансовый порядок, определение правил, поддерживаемых широким международным консенсусом, воссоздание международных институтов.
Показательный момент: ООН проголосовала за предложение о конфликте на Украине, поддерживающее позицию Запада. Предложение было одобрено примерно 150 странами, то есть подавляющим большинством. Против высказались только 50 государств.
Но мало кто заметил, что это меньшинство представляет более 50 процентов населения мира и состоит из самых быстрорастущих стран.
Многие страны Африки, Азии и Латинской Америки, несмотря на прочные и традиционные связи с Западом, отказались последовать за ним в санкциях против Российской Федерации. Очевидно, это проявление глубокого несогласия: эти страны не признают лидерство Запада в нынешнем мировом порядке. Правила ООН устарели. То же самое верно, mutatis mutandis, для других международных организаций.
На повестке дня новый мировой порядок. Как уже отмечалось, мировой порядок после распада СССР определялся многими аналитиками как однополярный. США сумели навязать миру конкретную политико-экономическую модель, в том числе прибегнув к военной силе.
Но мировой порядок может укорениться только в том случае, если он поддерживается глобальным консенсусом и является частью долгосрочного проекта. Это является условием утверждения и нового многополярного миропорядка.
Было бы серьёзной ошибкой полагаться на модель мирового порядка, основанную на предложениях какой-либо одной страны. Новый мировой порядок может быть только результатом выбора, разделяемого всеми мировыми игроками – или, по крайней мере, основными. Это является предпосылкой установления стабильного валютно-финансового порядка. Сегодня, на фоне обостряющегося финансового кризиса ответом может быть только финансовый порядок, основанный на общих правилах, направленных на обеспечение финансирования сбалансированного развития и зелёных инвестиций. Международные институты необходимо обновить, чтобы они соответствовали многополярному мировому порядку.
Комментарии читателей (0):