Сила притяжения между Россией и Африкой имеет глубокие корни, которые далеко не всегда лежат только в сфере финансовых и торгово-экономических отношений. Понимание глубинных основ российско-африканского сотрудничества, знание стоящих перед африканцами проблем, осмысление сути их запроса на сотрудничество может стать серьёзным конкурентным преимуществом России. Об этом пишет старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Елена Харитонова в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
На 2023 год запланирован ряд мероприятий, связанных с Африканским континентом. Прежде всего это второй саммит «Россия – Африка», который должен состояться в июле 2023 года в Санкт-Петербурге. Этот саммит будет проходить в новых геополитических обстоятельствах, в условиях жёсткой конкуренции и активного, даже агрессивного противодействия со стороны стран «коллективного Запада».
Так, Палата представителей США в апреле 2022 года одобрила законопроект против «злонамеренной деятельности России в Африке». Конгресс ждёт от Госдепартамента отчётов о приоритетах России в Африке в различных сферах, в том числе в политической сфере (имеются в виду предполагаемые попытки Москвы «манипулировать» африканскими правительствами, избирателями и диаспорами). В экономической области Америку интересует участие России в «стратегических секторах» (прежде всего в области разведки и добычи природных ресурсов), а также сотрудничество в области коммуникационных и информационных технологий. Особый интерес США вызывает вопрос размещения российских военных баз и другие формы военного сотрудничества. Законопроект также предусматривает «наказание» африканских стран со стороны США за сотрудничество с Россией в различных областях.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал законопроект конгресса США «американской провокацией», которая фактически свидетельствует о колониальном подходе к странам африканского континента. Данная законотворческая инициатива вызвала возмущение лидеров ряда стран Африки. Президент ЮАР Сирил Рамафоса на встрече с Байденом говорил, что со стороны США несправедливо наказывать африканские страны за связи с Россией, а спикер Национального собрания Зимбабве Джейкоб Муденда заявил, что «в африканских странах с отвращением отнеслись к законопроекту США о противодействии “злонамеренной деятельности РФ в Африке”, поскольку он является посягательством на суверенитет и территориальную целостность государств, поддерживающих Россию». Кроме того, газета WP упоминаетвысокопоставленного чиновника в администрации США, который отметил, что африканские страны недовольны, когда речь заходит о санкциях в отношении России или об открытой критике в её адрес.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
13–15 декабря 2022 года в Вашингтоне, округ Колумбия, состоялся первый за восемь лет саммит «США – Африка», в котором приняли участие лидеры 49 африканских государств, представители около трёхсот американских и африканских компаний, а также глава Комиссии Африканского союза. На саммите были обозначены цели, связанные с блокировкой российского присутствия на африканском континенте. Вашингтон старался продемонстрировать, что сотрудничество с США выгоднее для Африки, чем взаимодействие с Россией и Китаем. Африканским странам были предложены гранты на развитие экономического, военного, технологического, научного потенциала. Предлагались инвестиции в цифровую трансформацию на сумму 350 миллионов долларов. Белый дом пообещал выделить в течение трёх лет 55 миллиардов долларов на поддержку экономики, здравоохранения и безопасности Африки.
Первыми на получение грантов из рук североамериканского «партнёра» через корпорацию «Вызовы тысячелетия», которая финансирует проекты в странах, отвечающих ключевым стандартам управления, были выбраны четыре страны – Гамбия, Мавритания, Сенегал и Того. Так, президент Сенегала Маки Салл в рамках саммита встретился Джо Байденом во время приёма в Белом доме и в числе первых получил американский грант. В целом все «игроки», участвующие в так называемой схватке за Африку, предлагают Африке различные проекты, инвестиции, товары, гуманитарную помощь, стипендии, гранты и кредиты.
Названные примеры –далеко не полный перечень «инициатив» со стороны США и стран ЕС, которые призваны заблокировать и/или затруднить развитие российско-африканских отношений. Ранее, 18 февраля 2022 года, по итогам шестого Саммита «Евросоюз – Африканский Союз» (Брюссель, 2022) было объявлено о старте масштабной программы по привлечению инвестиций в Африку в объёме, превышающем 150 миллиардов евро на период до 2030 года,, причём речь идёт как о частных, так и о государственных инвестициях. Эта программа является частью общей европейской инвестиционной стратегии «Глобальный портал» (Global Gateway). Задачей проекта является усиление роли Евросоюза в развивающихся странах в целом и в странах Африки в частности. Следует отметить, что данная стратегия считается способом противостоять китайской инициативе «Пояс и путь», то есть западная стратегия устранения конкурентов распространяется и на Китай. Рост инвестиций в развитие Африки является частью государственной внешней политики европейских стран, которые стремятся к восстановлению и усилению своего влияния на континенте. В качестве примера программ финансирования Африки, а по сути – американских неоколониальных амбиций следует назвать американский проект «Процветающая Африка» (Prosper Africa), принятый в 2019 году администрацией Трампа на бизнес-саммите «США – Африка» в Мозамбике (эксперты считают этот проект способом «подмять под себя африканский континент»). Проект направлен на дискредитацию политики Китая и России в Африке. По словам Болтона, «американский подход – это независимость, самодостаточность и рост». Одной из задач проекта «Процветающая Африка» является продвижение американского сжиженного газа на африканский континент.
Проект Евросоюза «Горизонт» (Horizon Europe), рассчитанный до 2027 года, бюджет которого составляет 95,5 миллиарда евро, содержит африканское направление с бюджетом 350 миллионов евро на два года. Эти деньги выдаются на внедрение инноваций и совместные исследования в области здравоохранения и борьбы с инфекционными болезнями, в сфере зелёной энергетики, изменения климата, информационно-коммуникационных технологий и так далее.
Плюс к этому на территории африканских стран работает достаточно большое количество благотворительных фондов и НКО, финансирующих отдельные проекты в области здравоохранения, зелёной энергетики, сельского хозяйства и инноваций – например, фонд Билла и Мелинды Гейтс. Он, в частности, активно занимается продвижением в Африку генномодифицированных семян, выступая в качестве проводника для таких производителей, как Dupont, Arcadia Biosciences и Monsanto, а также фонды «Лореаль» (Франция), фонд Герды Хенкель (Германия) и другие.
Поскольку бедность в Африке не побеждена и существует множество проблем, которые пока ещё трудно решить без «донорской» поддержки, Африка вынуждена принимать помощь со стороны ряда стран, в том числе от бывших колониальных держав. В то же время африканцы, понимая всю сложность ситуации, стараются регулировать факторы, ставящие Африку в зависимость от государств – «доноров» финансов и технологий, и думают о необходимости сохранения баланса сил. Поэтому, несмотря на попытки западных стран усилить давление на Африку, включая многочисленные «пряники» в виде грантов и обещаний финансовой поддержки, и даже вопреки этим попыткам, контакты между Россией и странами африканского континента развиваются. Визиты Сергея Лаврова в африканские страны, в числе которых ЮАР, Эритрея, Ангола, Эсватини, Мали, Мавритания, Судан, где состоялись встречи на высшем уровне, говорят о том, что обе стороны заинтересованы в сотрудничестве и что сила притяжения между Россией и Африкой имеет глубокие корни, которые далеко не всегда лежат только в сфере финансовых и торгово-экономических отношений.
Понимание глубинных основ российско-африканского сотрудничества, знание стоящих перед африканцами проблем, осмысление сути их запроса на сотрудничество может стать серьёзным конкурентным преимуществом России в сложившихся геополитических условиях.
Комментарии читателей (0):