Давление со стороны Запада практически на все страны мира, чтобы они отказались от контактов с Россией, с февраля 2022 года стало очень мощным. Не обошло стороной это давление и государства Африки. Поэтому сам факт сохранения конструктивных контактов с Россией в данных условиях можно воспринимать как некий акт политического мужества. О том, какие африканские страны по-прежнему открыты для сотрудничества, пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Олег Барабанов.
На конец июля 2023 года анонсировано проведение второго саммита «Россия – Африка». Он должен стать значимым событием в развитии наших отношений и определить повестку дня на среднесрочную перспективу. С момента первого такого саммита, который состоялся в Сочи осенью 2019 года, прошло уже почти три года. И в какой-то степени можно сделать своего рода аудит достигнутых тогда договорённостей: чего из намеченного три года назад удалось добиться, а по каким вопросам потенциал сотрудничества так и не был раскрыт до конца.
Понятно, что за этот период в мире случилась пандемия коронавируса, которая значительно ограничила все контакты и в политической, и в экономической, и в культурной сфере. Многие намеченные проекты по вполне объективным причинам были поставлены на паузу. И только сейчас появляется возможность вернуться к их реализации.
Кроме того, с февраля 2022 года коренным образом изменилась геополитическая ситуация в мире и положение России в нём. От обычного, ординарного ревизионизма Россия перешла к открытому военно-политическому вызову странам Запада. В результате острота геополитической борьбы в мире приобрела качественно иной характер. Соответственно, и давление со стороны Запада практически на все страны мира, чтобы они отказались от контактов с Россией, стало очень мощным.
Не обошло стороной это давление и страны Африки. Поэтому сам факт сохранения конструктивных контактов с Россией в данных условиях можно воспринимать как некий акт политического мужества со стороны государств континента.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В этом контексте показательно будет рассмотреть результаты голосования африканских стран в Генеральной Ассамблее ООН на заседаниях её 11-й чрезвычайной специальной сессии, посвящённой России и Украине. В ходе этой сессии было принято шесть резолюций. Первая – A/RES/ES-11/1 (драфт на голосовании A/ES-11/L.1) «Агрессия против Украины» (Aggression against Ukraine) 2 марта 2022 года. Вторая – A/RES/ES-11/2 (драфт на голосовании A/ES-11/L.2) «Гуманитарные последствия агрессии против Украины» (Humanitarian consequences of the aggression against Ukraine) 24 марта 2022 года. Третья – A/RES/ES-11/3 (драфт на голосовании A/ES-11/L.4) «Приостановление прав членства Российской Федерации в Совете по правам человека» (Suspension of the rights of membership of the Russian Federation in the Human Rights Council) 7 апреля 2022 года. Четвёртая – A/RES/ES-11/4 (драфт на голосовании A/ES-11/L.5) «Территориальная целостность Украины: защита принципов, закреплённых в Уставе Организации Объединённых Наций» (Territorial integrity of Ukraine: defending the principlesof the Charter of the United Nations) 12 октября 2022 года. Пятая – A/RES/ES-11/5 (драфт на голосовании A/ES-11/L.6) «Содействие осуществлению правовой защиты и обеспечению возмещения ущерба в связи с агрессией против Украины» (Furtherance ofremedy and reparation for aggression against Ukraine) 14 ноября 2022 года. Шестая – A/RES/ES-11/6 (драфт на голосовании A/ES-11/L.7) в годовщину конфликта 23 февраля 2023 года «Принципы Устава ООН, лежащие в основе достижения всеобъемлющего, справедливого и прочного мира на Украине» (Principles of the Charter of the United Nationsunderlying a comprehensive, just and lasting peace in Ukraine). Также в этот период уже в рамках ординарной ежегодной сессии ГА ООН 15 декабря 2022 года была принята резолюция 77/229 о правах человека в Крыму (такие резолюции принимаются ГА ООН ежегодно с 2016 года).
Результаты голосования африканских стран по этим резолюциям сведены в таблицу (возд. – воздержался, не гол. – не принимал участия в голосовании):
Как видно из таблицы, наибольшую поддержку со стороны африканских стран получила резолюция ES-11/4 о территориальной целостности, принятая после референдумов о вхождении в РФ четырёх новых субъектов Федерации: 30 стран проголосовали за, 19 воздержалось, 5 не голосовали и никто не выступил против. Практически столько же по уровню поддержки африканских государств получила резолюция ES-11/6 в годовщину конфликта: 30 за, 2 против, 15 воздержалось, 7 не голосовали. Далее идёт самая первая резолюция ES-11/1. За неё проголосовали 28 стран, 17 воздержались, 8 не голосовали и одна страна выступила против. Похожий результат показало голосование за резолюцию ES-11/2 о гуманитарных последствиях: 28 стран – за, 17 воздержались, 8 не голосовали, одна страна – против.
На этом фоне гораздо меньшую поддержку со стороны стран Африки получили две других резолюции чрезвычайной сессии ГА ООН. По резолюции ES-11/5 о репарациях 15 стран выступили за, 27 воздержались, 7 не голосовали и 5 – против. Ещё меньшую поддержку получила резолюция ES-11/3 о приостановке членства России в Совете по правам человека ООН. Здесь только 10 стран выступили за, 24 воздержались, 11 не голосовали и 9 выступили против. И наименьшую поддержку от африканских стран получила резолюция 77/229, принятая на ординарной сессии ГА ООН по правам человека в Крыму. Здесь наблюдается равенство голосовавших за и против: 5 за, 5 против, 35 воздержались и 9 не голосовали.
Если смотреть итоги голосования по отдельным странам Африки, то ситуация складывается следующая. За все семь резолюций проголосовали три государства: Либерия, Малави и Чад. Шесть голосов «за» отдали три страны: Кабо Верде, Кот-д’Ивуар и Сейшелы. Пять голосов «за» у одиннадцати стран: Бенин, Гана, Замбия, Кения, Коморы, Конго ДР, Ливия, Маврикий, Нигер, Сьерра-Леоне, Сомали. Наконец, четыре голоса «за» у семи государств: Гамбия, Джибути, Египет, Мавритания, Нигерия, Руанда, Тунис. Как правило, это те страны, которые проголосовали как минимум за четыре «чистых» резолюции только с осуждением России, но не стали голосовать за резолюции с дополнительными оргвыводами – по Совету по правам человека и по репарациям, а также по правам человека в Крыму. В сумме это 24 страны, проголосовавшие за четыре или больше резолюций.
Три голоса за резолюции отдали четыре страны: Ботсвана, Габон (и один голос против), Лесото и Сан-Томе и Принсипи. Два голоса «за» у четырёх стран: Мадагаскара, Марокко, Сенегала, Южного Судана. И один голос «за» (как правило, за резолюцию по территориальной целостности) отдали три страны: Ангола, Гвинея-Бисау, Того. В сумме эти 11 стран – своего рода середина списка.
Наконец, 19 стран не поддержали ни одну из резолюций. Из них десять стран во всех случаях или воздерживались, или не голосовали: Буркина-Фасо, Гвинея, Камерун, Мозамбик, Намибия, Танзания, Уганда, Экваториальная Гвинея, Эсватини, ЮАР. Четыре страны дали один голос против: Алжир, Бурунди, Конго Р, Судан. Одна страна (ЦАР) дважды голосовала против. Две страны (Зимбабве, Эфиопия) – трижды. Как правило, эти страны голосовали против резолюций по Совету по правам человека, по репарациям, а также по правам человека в Крыму. Одна страна (Мали) – четыре раза давала голос против. И одна страна (Эритрея) проголосовала против резолюций 6 раз.
Разумеется, эти итоги голосования в Генеральной Ассамблее ООН не стоит абсолютизировать. Известны ремарки президента Сербии, которая тоже голосовала «за» по ряду резолюций, что она сделала это только под давлением Запада, но на деле открыта к диалогу с Россией. Возможно, такой же подход сыграл свою роль и в голосовании некоторых африканских стран. Но так или иначе итоги этих голосований позволяют, во-первых, хотя бы формально зафиксировать некий раскол и отсутствие единства у стран Африки по отношению к России. И во-вторых, можно сделать вывод, что открыты к продолжению сотрудничества с Россией в первую очередь те 19 стран, которые ни разу не проголосовали «за». Эти страны, думается, и составляют ядро для дальнейшего продвижения диалога России со странами континента.
Комментарии читателей (0):