Станет ли российское содействие международному развитию более эффективным?

Владимир Путин внёс изменения в Концепцию государственной политики России в сфере содействия международному развитию
15 марта 2023  20:51 Отправить по email
Печать

Обновлённая Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию будет способствовать адаптации страны к новым международным реалиям. Об этом пишет доцент Департамента мировой экономики и международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при правительстве России Сергей Михневич в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».

13 марта 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. Концепция, которая действует уже почти девять лет – утверждена указом президента России от 20 апреля 2014 года № 259, – была обновлена с учётом новых вызовов и задач, стоящих перед нашей страной на международной арене.

Текст Концепции довольно серьёзно переработан, в том числе в части корректировки приоритетов и акцентов: многие из них «поменялись местами», сохранившись в обновлённом документе в обновлённых формулировках.

Есть целый ряд довольно существенных изменений. Как справедливо отметил «Коммерсантъ», согласно изменениям Концепции, из списка принципов государственной политики исключён пункт о «направленности на укрепление равноправия и демократизацию системы международных отношений». Ещё одним принципом, скорректированным в обновлённом документе стало «оказание адресной помощи и стремление к диалогу с государствами – получателями помощи с учётом политических, экономических, социальных, экологических и других особенностей каждого из таких государств». В новой редакции Концепции он сформулирован как «отказ от навязывания политических условий оказания помощи, уважение права государств – получателей помощи самостоятельно выбирать модель социально-экономического развития с учётом особенностей каждого из таких государств».

В условиях критики многосторонних форматов, переживающих сегодня кризис эффективности, важно, что «Российская Федерация продолжит участвовать в апробированных форматах многостороннего сотрудничества в сфере СМР». Одновременно отмечается, что, «наряду с этим, Россия намерена и дальше наращивать собственный потенциал в сфере оказания помощи, используя его для реализации адресных двусторонних программ СМР». Ещё одна деталь, которая позволяет судить о большей прагматичности и комплексности проводимой политики, – стремление дополнять свои усилия в сфере СМР взаимовыгодным сотрудничеством в области торговли, инвестиций и технологий с государствами – получателями помощи.

Обновлённая концепция содержит ряд новых приоритетов в части перечня получателей российского СМР. В частности, на первое место в их числе поставлены государства – члены ЕАЭС, за которыми следуют государства – участники СНГ, другие государства на постсоветском пространстве, а также сопредельные государства, проводящие курс на добрососедство и союзничество с Россией. Отдельно в списке получателей российского СМР значатся государства, включённые ООН в перечень наименее развитых стран (НРС), в который входят многие государства Африканского континента.

Необходимость укрепления «силы притяжения» и получения адекватной реакции на реализацию политики в области СМР нашло отражение в новой задаче политики по осуществлению «информационного сопровождения реализации государственной политики Российской Федерации в сфере СМР в целях формирования и укрепления позитивного восприятия России в мире».

К сожалению, далеко не все объективные результаты российской политики в области СМР получают достойное освещение, способствующее капитализации российской «мягкой силы». Например, по итогам 2014 года объём продовольственного содействия, предоставленного Россией, превысил 97,5 миллиона долларов США, что более чем в 6,5 раза превышает её минимальные ежегодные обязательства в рамках Конвенции о продовольственном содействии. Однако данный факт прошёл практически незамеченным в международном сообществе и у нас в стране – во многом из-за недостаточного информационного сопровождения.

Расширилось в новой концепции и число направлений государственной политики в области СМР. Так, они пополнились «созданием условий для развития цифровой экономики в государствах – получателях помощи» и «принятием мер, направленных на… противодействие изменениям климата, включая адаптацию к ним, и на содействие постепенному переходу к низкоуглеродному развитию экономики, наращивание сотрудничества в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов».

Изменился в обновлённой Концепции и перечень многосторонних форматов, в инициативах которых предполагается принимать участие: из него исключена «Группа восьми» и включён ЕАЭС, сразу после «Группы двадцати». Кроме того, концепция вносит изменения в институциональную структуру и порядок предоставления СМР.

В заключение хотелось бы выразить мнение, что благодаря изменениям новый документ, как видится, будет способствовать адаптации государственной политики к «новым международным реалиям», а также внесёт вклад в повышение её эффективности, в том числе при участии делового сообщества.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть