Десять лет назад Вашингтон как бы сказал нашему миру, простирающемуся от обоих берегов Средиземного моря до Европы и Ближнего Востока: «Вы – мост, единственной функцией которого является связь с Китаем. У вас нет никакой иной функции или ценности». Теперь этот «мост» пытается послать ответное сообщение, что именно он является сердцем мира, источником энергии, торговли, населения и миграции. Как только сердце перестанет биться, конечности будут обездвижены. В этом суть конфликта сегодня, пишет советник президента Ливана Амаль Абу Зейд в статье для Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Когда тридцать лет назад Фрэнсис Фукуяма в качестве рупора администрации США говорил о концепции «конца истории», он имел в виду не просто мирную и рациональную дискуссию между двумя философскими подходами.
События на глобальном уровне каждый день подтверждали, что имеется в виду победа одного лагеря над другим и полное господство этого лагеря над миром в геополитическом, экономическом, военном, культурном и технологическом отношении. Хозяин Белого дома назвал это новым мировым порядком. Эта система была и в теории, и в реальности чисто имперской, и видение Фукуямы было вдохновлено не чем иным, как эпохой Наполеона времён битвы при Йене.
Однако проблемы начались, когда хозяин этого Нового мира оказался не на высоте своей новой глобальной ответственности.
На протяжении почти четверти века США демонстрируют неуважение к принципам международного права и явное пренебрежение его институтами.
Они не уважают принципы суверенитета и территориальной целостности, что приводит к войнам, нарушению международного суверенитета стран, их единства, целостности территорий и народов.
Данный подход не ограничивался политическим и военным измерением. Он осуществлялся и на уровне экономики, развития и мировой торговли, свидетельствуя о гегемонизме и попытках подмять под себя богатство нашей планеты. Это усугубляло разрыв в развитии между регионами, странами и континентами, укрепляя чувство обездоленности и ощущение несправедливости среди большинства людей на Земле.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После двадцати лет такой политики на Ближнем Востоке разразилась буря так называемой «арабской весны». По странному стечению обстоятельств эта буря привела к попыткам свергнуть большинство существующих режимов и заменить их новыми режимами, основанными на определённой религиозной легитимации. Обращаясь к народам Ближнего Востока в своей знаменитой речи в Каирском университете в 2009 году, президент США Барак Обама был на редкость откровенен. Позднее те же самые идеи были закреплены в «доктрине Обамы». Но самым удивительным совпадением стал президентский указ от августа 2010 года, в котором открыто говорилось об изменении положения дел на Ближнем Востоке за несколько недель до начала первого этапа «арабской весны» в Тунисе в декабре 2010 года.
При этом США были чётко сосредоточены на сдерживании Китая и с этой целью перестраивали свою систему глобального господства. Другие страны от Европы, России и Турции до Юго-Восточной Азии должны были находиться под контролем Америки, чтобы она могла построить Великую американскую стену, окружить китайского дракона, укротить и подчинить его. Всё остальное – детали.
Столкнувшись с этими реалиями и выяснив мотивы политики США, особенно в её антироссийской части, начиная с Украины, Россия принялась работать со своими партнёрами и союзниками над формированием нового миропорядка, чтобы сломать одностороннее лидерство и двигаться к многополярному миру.
Продолжающиеся военные действия на Украине являются явным свидетельством перехода к другому международному раскладу, который ведёт к реорганизации торговых отношений и международных союзов, а также к установлению новой экономической и финансовой политики и созданию новых альянсов. Это должно позволить достичь баланса сил на региональном и международном уровне с учётом законных интересов всех игроков на международной арене, ввести новые правила разрешения международных конфликтов и споров.
Нынешний кризис на Украине и противостояние с западным лагерем открывают путь к новому миропорядку. Мировые условия и политическая карта меняются в соответствии с новыми принципами.
Мы стоим на пороге многополярного мира, в котором на первый план выходят Китай, Россия и страны Глобального Юга.
Таким образом, президент России Владимир Путин положил конец целому этапу истории от Хельсинкских соглашений 1975 года до присоединения Крыма в 2014 году и конфликта на Украине, начавшегося в 2022 году. Было покончено с Парижской хартией 1990 года, устанавливающей условия для мира после холодной войны.
Президент Путин доказал свою особую роль на международной арене в условиях растущего могущества Китая и доминирования США на текущий момент. Наиболее важными чертами нового мира являются:
1. Поворот России на Восток. Десять лет назад, после присоединения Крыма, действия России стали более чёткими с точки зрения экономики и геополитики, что положило конец, по крайней мере на тот момент, экспансии западных союзов, в частности НАТО, на тех театрах, которые Россия считает жизненно важными для своей национальной безопасности и поворота на Восток. Движение России на Восток и движение Китая на Запад через проект «Пояс и путь» сопровождаются существенным изменением всей системы международных отношений, что означает конец пятисотлетнего доминирования Запада и конец системы дикого либерализма, господствовавшей последние семьдесят лет.
2. Многие события будут формировать новый мир. Мы станем свидетелями появления Большой Евразии, концепция которой возникла в России и географически с самого начала включает в себя Европу или, по крайней мере, её часть. Это может сделать Евразию центром экономики, политики и культуры, как это было в случае с Европой за последние пять веков.
3. Стратегия «Поворот на Восток», принятая Москвой в ответ на «беспрецедентные ограничения Запада и попытки изолировать Россию», привела к российско-китайскому стратегическому партнёрству вместо модели «альянса». Это партнёрство способствует стабилизации отношений и даёт пространство для сотрудничества, не требуя каких-либо серьёзных изменений в политике двух стран.
4. Российское присутствие на Ближнем Востоке, особенно в Сирии с 2015 года, способствовало увеличению международного влияния страны в регионе и развитию отношений, особенно со странами Персидского залива, где необходимо развивать стратегический диалог во имя обеспечения безопасности. Помимо американо-иранского и саудовско-иранского противостояния, налицо ирано-израильская вражда, суннитско-шиитский конфликт, арабо-израильский конфликт. Россия остаётся единственным игроком, способным обращаться ко всем сторонам и добиваться решения региональных конфликтов. По сути, на Ближнем Востоке налицо новый российский подход, направленный на обеспечение экономического роста региона ускоренными темпами, при осознании преимуществ развития исторических отношений с рядом стран региона и необходимости использования всех возможностей, наиболее важными из которых являются дипломатия на высшем уровне и посредничество.
Сирия оказалась наиболее уязвимой и пострадавшей от последствий войны страной, будь то с точки зрения безопасности, экономической или продовольственной безопасности. Так как Сирия остаётся одной из арен противостояния, политика Запада в отношении сирийского режима продолжает политику закручивания гаек в отношении самой России. Таким образом, в рамках эскалации против России США и их союзники могут прибегнуть к эскалации ситуации в Сирии или к дополнительным экономическим санкциям против неё для достижения двух целей: чтобы истощить Москву на фронте, отличном от украинского и чтобы наказать Сирию за её поддержку российской операции.
5. Очевидно, что возможность возродить ядерное соглашение по Ирану была отодвинута в 2022 году на второй план из-за конфликта и его влияния на два вопроса. Первый вопрос связан с изменением позиции Ирана, который, на фоне геополитических и экономических потрясений в результате конфликта на Украине, больше не торопится заключать сделку. Фактически Иран продолжает продавать нефть и продвигает свою ядерную программу, в то время как возможности США и стран Запада по применению экономических санкций снижаются. Второй вопрос связан с зарождающимся и усугубляющимся кризисом между Ираном и американо-европейским альянсом, который стремится наказать Иран за поддержку России в конфликте на Украине, а также за его вклад в укрепление восточной оси и построение нового миропорядка путём противодействия США и их политики в регионе.
6. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман – ещё один бенефициар текущих украинских событий и созданного ими международного расклада. Бин Салман умеет пользоваться возможностями, открывшимися во время конфликта, геополитическими и экономическими изменениями в мире и создавать возможности для демонстрации статуса Саудовской Аравии, а также заставлять Соединённые Штаты учитывать интересы Эр-Рияда. Между тем политические и экономические действия США характеризуются путаницей и нерешительностью.
Бин Салман считает, что конфликт на Украине – это возможность скорректировать политику королевства, которую нельзя упускать. Руководствуясь стратегической предосторожностью, он постепенно осуществил сдвиг в сторону партнёрских отношений с Китаем, Россией и Индией, считая, что это более выгодно. По его мнению, несправедливо опираться только на Запад, тем более что нефть по-прежнему является существенной ценностью в коммерческих и политических сделках.
После года боев на Украине Европе трудно следовать выбранному курсу, поскольку она страдает от экономической и коммерческой дефляции, к которой добавилась волна инфляции, вызванная ростом цен на энергоносители и продукты питания. Она уже не в состоянии предпринять какие-либо позитивные шаги в отношении России, что привело к падению курсов евро и фунта, закрытию компаний и миграции инвестиций.
Европа должна решить, хочет ли она играть активную роль в построении нового мирового партнёрства или это партнёрство будет строиться без неё, а потом и против неё, без учёта её интересов.
И соответственно, Европа должна прекратить дальнейшее сползание в цивилизационный кризис, отказаться от попыток объединиться против мнимых врагов, России или Китая.
В 1991 году подошла к концу эпоха холодной войны, начавшаяся после окончания Второй мировой войны. Тем не менее есть явные признаки начала новой фазы и построения нового миропорядка на основе того, что происходит в Украине, так что 2022 год станет началом новой временной шкалы, разделяющей две фазы и два мира.
Каждый кризис несёт с собой новые решения. Нынешний кризис американского управления миром и хаос, который оно оставило после себя в европейском и ближневосточном регионах, открывает явные возможности. Это проявляется в дистанцировании всех основных сил от доминирования США и появлении новой тенденции перестраивания региональных систем на более независимый и сбалансированный лад.
Мы наблюдаем это сегодня в турецко-американских отношениях и даже в саудовско-американских отношениях, что приводит к конфликту между Вашингтоном, Тегераном и Москвой. Новая система должна быть основана на чётких принципах, и ключевыми являются восстановление концепции стабильности в этом жизненно важном регионе и приоритетность принятия правильной политики развития, которая задействует богатство региона на благо его обществ и народов. Это требует установления рамок сотрудничества между государствами, не предполагающих доминирования, влияния и вмешательства.
Десять лет назад Вашингтон как бы сказал нашему миру, простирающемуся от обоих берегов Средиземного моря до Европы и Ближнего Востока: «Вы – мост, единственной функцией которого является связь с Китаем. У вас нет никакой иной функции или ценности».
Теперь этот «мост» пытается послать ответное сообщение, что именно он является сердцем мира, источником энергии, торговли, населения и миграции. Как только сердце перестанет биться, конечности будут обездвижены.
В этом суть конфликта сегодня – и от его исхода зависит судьба всего мира на многие десятилетия вперёд.
Комментарии читателей (0):