Закавказье – переформатирование реалий или к вопросу о втором фронте для России

О ситуации в Южной Осетии и угрозах безопасности
17 февраля 2023  20:46 Отправить по email
Печать

Текущий момент-2023

На фоне военно-политического развития СВО на Украине, на южном направлении так же наблюдается активизация антироссийских сил в странах Закавказского региона. Это блокирование Азербайджаном Лачинского коридора и, как следствие, очередное обострение и угроза возобновления военного конфликта с Арменией на фоне раскручивания антироссийской риторики с обеих сторон.

В январе главы МИД стран Евросоюза приняли решение об отправке в Армению миссии гражданских наблюдателей, в качестве альтернативы формату взаимодействия с РФ.

Также в январе 2023 г Сопредседатели Женевских Дискуссий по безопасности в Закавказье уведомили югоосетинскую и абхазскую стороны о решении отложить проведение очередного, 57-го раунда, который был намечен на февраль текущего года, на апрель. Вразрез со сложившейся практики, решение было принято в одностороннем порядке. В ответ МИД РФ заявил, что проведение 3 февраля в Москве встречи с сопредседателями Международных женевских дискуссий по Закавказью нецелесообразно.

При этом с 2021 года действует решение Совета ЕС о непризнании паспортов РФ, выданных в Южной Осетии и Абхазии, власти которых расценили это решение как шаг к заморозке формата.

В январе Госсекретарь США Блинкен назначил нового старшего советника по переговорам на Кавказе. Им стал Луи Боно. Ранее он был представителем США в Международном агентстве по атомной энергии, в отделении ООН в Вене и временным поверенным в делах США при Святом престоле. Особо подчеркивается, что новое назначение «подтверждает важность, которую США придают суверенитету и территориальной целостности Грузии, а также роль Женевских международных дискуссий по Грузии, единственного международного формата, посвященного продолжающейся оккупации Россией 20 процентов территории Грузии».

Процессы внутри Грузии.

Внутри Грузии доминирует тезис о том, что грузинские проблемы, связанные с потерей территории Грузии (оккупация Южной Осетии и Абхазии), должны быть решены по итогам конфликта на Украине вне зависимости от его исхода. Утверждается, что ослабевшая в результате поражения Россия вынуждена будет вернуть Абхазию и Южную Осетию Грузии, а в случае победы - тем более, за политику невмешательства и неприсоединения к западным санкциям.

С подачи Президента Грузии Зурабишвили этот тезис поддержан всеми политическими силами. С другой стороны, грузинские СМИ, обозреватели, аналитики, работающие на массовую аудиторию, поддерживают Украину и ждут скорого поражения РФ.

Обращает на себя внимание, что в 2022 году, впервые с начала 90-х годов Грузия озвучила сумму в размере 3-х млрд долларов, которую она готова предложить элитам РЮО и РА для развития экономик последних. Предполагается что на фоне ослабления финансовой поддержки со стороны России, а также падения уровня жизни власти Цхинвала согласятся на получение данной помощи, что откроет "окно возможностей", для тотального финансово-экономического поглощения республики. В этом же контексте находится недавнее заявление об увязке поражения России на Украине с условием обязательного возврата Грузии Абхазии и Южной Осетии.

Судя по всему, более 1500 воюющих на стороне Украины грузинских наёмников также призваны приблизить решение этих задач. При этом Грузия де факто не поддерживает санкции против России и официально не поставляет на Украину вооружения. Эта повестка жестко фильтруется в российское медиапространство. Такой дуализм не является спонтанным моделированием плана «Б» на случай победы России. Это реализация системной концепции грузинского руководства, отрабатываемая во взаимодействии и при финансовой поддержке заокеанских кураторов.

В 2019 году правительством Грузии совместно с западными партнерами разработана программа «Шаг к лучшему будущему», которая была призвана создать условия для возвращения Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Сегодня происходит ее переформатирование под «текущий момент», адаптация к новым реалиям с планом А и планом Б - на случай не желательного развития.

Следует также иметь в виду, что существенную коррекцию в этот процесс может внести ситуация с последствиями землетрясения в Турции, которая в силу объективных причин может заметно ослабить свое участие в кавказских делах.

Южная Осетия – дестабилизация путем интеграции

Дестабилизация началась еще в допандемийный период и была направлена на эскалацию недовольства населения РЮО текущими экономическими реалиями и общей стагнацией интеграционных процессов. В противовес этим усилиям, карантинные мероприятия по обе стороны границы, вовлеченность республики в интеграционное взаимодействие с ЛНР и ДНР, а также позиция экс-Президента Бибилова (и аффилированных политических сил) по вхождению Южной Осетии в состав России, серьезно препятствовали реализации этих планов.

В настоящий момент внешние деструктивные силы многовекторными усилиями насаждают нарративы, подразумевающие подрыв коренных основ единства народов России и Южной Осетии, путем создания таких мифов как:

  • исключительная экономическая эффективность начала процесса прямой торговли между Грузией и Южной Осетией:
  • кратное сокращение логистических издержек;
  • кратное снижение цен на продукты сельскохозяйственного производства, лекарства, товаров первой необходимости;
  • пополнение бюджета республики за счет доходов от транзита грузов (включая санкционные) через Рокский тоннель;
  • приток инвестиций в инфраструктуру РЮО;

Во властные структуры Южной Осетии по различным каналам просачивается неподтверждённая информация о якобы ведущихся в Москве переговорах с представителями грузинского истеблишмента. Предметом переговоров называется тихая «сдача» территории Южной Осетии под «протекторат» Грузии, в обмен на не открытие последней «второго фронта» против РФ.

Эти слухи вбрасываются и разгоняются в соцсетях, косвенно подтверждая их различными инфоповодами. Недавнее заявление министра Лаврова о росте товарооборота с Грузией на 10% и высказанная надежда на возобновление авиасообщения трактовались в грузинских пабликах именно как доказательство наличия закулисных договоренностей.

Кроме того, при финансовой поддержке фондов, находящихся в Грузии и их представителей политически активная молодежь Южной Осетии пригашается на различные международные форумы в зарубежные страны (Польшу, Турцию, Армению, Сербию). В этой связи, через соцсети, а также различные фонды ведется работа по формированию будущей парламентской коалиции, настроенной на пересмотр действующей законодательной базы РЮО.

Таким образом, навязывается идея о том, что партнерство с Россией практически обнуляет возможность интеграции населения в международное экономическое, культурное и образовательное пространство. Альтернатива - интеграция с Грузией.

Ответственными за эти программы изначально определены СГБ и Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия, а также с привлечением других соответствующих структур Грузии.

В планах про-грузинской коалиции, в случае проникновения в парламент Южной Осетии в 2024 году, на первом этапе - добиться открытия всех КПП с Грузией, разблокирование ТрансКама (предполагает денонсацию югоосетино-российских соглашений о совместной охране границы с Грузией и делимитации и демаркации госграницы с РФ), учреждение общего рынка свободной торговли на границе ЮО и Грузии, свобода передвижений граждан, переход на европейские ценности и т.д.

Однако при этом «агитаторы» умалчивают, что реализация каких либо международных проектов, в том числе и экономических, невозможна без изменения законодательной базы республики, ее глубокой ревизии.

Россия. Кейс легитимизации «добровольного возвращения отколовшихся» в обмен на лояльность

Основной посыл грузинских деятелей, направленный в адрес политической элиты Южной Осетии, звучит всё отчетливее: если вы сейчас не договоритесь с нами, то мы договоримся с Россией без вас.

Данный постулат транслируется через представителей бывшей партийно-комсомольской номенклатуры и теневых предпринимателей, которые рассматриваются в качестве главной движущей силы формирования парламентского большинства на выборах 2024 года.

Эта социальная группа рассматривается грузинскими властями в качестве точки опоры и плацдармом для пятой колонны и агентов влияния.

Параллельно раскручивается тезис о том, что поражение на выборах экс-Президента Бибилова с его четким курсом на объединение с Россией, есть не что иное, как желание Москвы сохранить Южную Осетию в качестве разменной карты в будущей Большой игре.

В подтверждение данного тезиса приводится неожиданное для многих решение о включении в состав РФ четырех новых регионов и резкое сворачивание темы объединения для южных осетин. Примечательно, что в качестве «могильщика» движения воссоединения с Россией до недавнего времени выступали новые власти Южной Осетии…

С точки зрения грузинских деятелей предполагается, что возвращение территорий должно сочетаться с их гарантиями для Москвы - сохранения статус-кво для российских военных баз, что, по мнению авторов этого проекта также может послужить убедительным аргументом для удержания стабильности внутри югоосетинского общества.

Именно по этой причине основной акцент всего процесса смещен из политической сферы в зону развития торгов-экономических отношений, особенно в случае задействования каналов параллельного импорта из Турции, Грузии через Транскам в Россию. Этот тезис сегодня активно тиражируется грузинскими агентами влияния в Южной Осетии и Абхазии.

Такая установка уже начала транслироваться грузинскими кураторами своим агентам влияния в Южной Осетии для тиражирования на местах, которые внушают бизнес сообществу и простым гражданам республики все прелести открытия границы и восстановления т.н. «ергнетского рынка».

Пока бывшая парт-хоз номенклатура бывшей югоосетинской области, они же старая агентура КГБ Грузинской ССР, делают это вяло, не решаются выйти из подполья, поэтому им могут быть приданы авторитетные персоны осетинского происхождения близкие к полу-бизнес-криминальным кругам, в том числе откомандированные из около-российского бизнеса. Здесь также есть понимание, что западные средства не целесообразно светить на ранних этапах операции по выведению Южной Осетии из под российского крыла.

На фоне сокращения российской помощи и наличия во власти в РЮО про-грузинских политиков назревает реальная угроза конкретного переформатирования существующих реалий.

Создается устойчивое впечатление, что в определенных кругах российского истеблишмента сформировалась влиятельная про-грузинская группировка, которая планомерно выстраивает некое подобие «новой реальности» для ее последующего представления в «верха» для оформления нужного политического решения.

Несомненно, что этот «международный» проект заказан и бюджет у него немалый, ибо на кону стоит безопасность российского государства, стабильность на юге России и рассматривать эти поползновения нужно именно через призму Специальной военной операции. Все участники описанного сценария желают поражения России и победы сил западного блока, ибо только в этом случае реализуемы их замыслы.

Встает резонный вопрос: чем вышеописанная деятельность не является уже вторым фронтом, который якобы Грузия не хочет открывать? Сегодня совсем необязательно прямое участие в войне, история знает примеры, когда страны, состоящие в одной коалиции, не решались начинать боевые действия с общим противником, но действовали совсем другими методами и вполне эффективно преследовали свои интересы.

Геополитические угрозы безопасности

Приемлемая для нынешних властей Грузии модель будущего государственного устройства, которая в последнее время активно разрабатывается с участием западных юристов, предполагает запуск т.н. конфедеративной модели с ассиметричной структурой: центр-республика-культурная автономия, где Южной Осетии отводится место низшего звена – территории без собственной конституции и гражданства.

Цель – создание полу-унитарного государства с двухуровневым парламентом. Статус конфедеративной республики предлагается только Абхазии, Аджария уравнивается с остальными регионами Грузии, а Южной Осетии отводится статус культурной автономии без конституции и собственных законов, но с региональным парламентом, который делегирует своих представителей в нижнюю палату Грузии.

По замыслу авторов этого проекта, в случае поражения России на Украине и победы на парламентских выборах 2024 года в Южной Осетии уже сегодня наспех сколачиваемой про-грузинской коалиции, их деятельность в парламенте начнется с инициирования ревизии законодательной базы республики в части государственного суверенитета, обороны, безопасности и внешней политики. Далее постепенное обнуление основ государственного устройства

Со временем следует ожидать пересмотр решениями парламента и международных обязательств республики - денонсация договоров и соглашений с зарубежными странами, признавшими независимость Южной Осетии.

Если в последнее время законодательный орган – Парламент Южной Осетии худо-бедно, но занимался привидением собственного законодательства в соответствие с российскими законами, то теперь может начаться обратный процесс – свертывание этого курса и разворот на 180 градусов.

Далее денонсации подвергнутся соглашения с Российской Федерацией по линии правительств, министерства обороны, ФСБ, министерства финансов, МВД и здравоохранения. Этот процесс начнется выходом Южной Осетии из базовых договоров 2008 и 2015гг.

На северном портале Рокского тоннеля появится пост грузино-американских специальных служб (административная граница грузинской советской республики с российской советской республикой во времена СССР проходила именно там по реке Закка-дон).

Таким образом, территория Южной Осетии превратится в зону оперативного контроля грузинских и соответственно западных структур. Далее очень вероятно, что НАТО захочет разместить свою военную базу вблизи российской границы на территории уже… Грузии.

Однако главная цель грузинских элит останется неизменной - помимо возвращения контроля над территорией и освобождение от российской оккупации. Однако, приоритетом для Грузии по-прежнему останется очищение Южной Осетии от собственно осетинского этнического элемента.

Репрессии против участников сопротивления 1989-2008гг запланированы на более поздний период.

Подобный разворот невозможен без захвата парламента деструктивными про-грузинскими силами. Для осуществления этого замысла нужны легитимные решения, которые могут быть оформлены в действующем на тот момент еще легитимном законодательном органе – Парламенте Республики Южная Осетия.

Именно действующий парламент, как правопреемник Верховного Совета Южной Осетии образца 1990-1993 гг заложившего правовые основы суверенного государства, призван отменить все его решения, начиная с 1990 года вплоть до сегодняшних дней.

Экономические угрозы

  1. Вытеснение российского и осетинского бизнеса из всех сфер деятельности новыми участниками экономической деятельности.
  2. С распространением на территорию Южной Осетии законодательства Грузии начнется передел сфер влияния, скупка активов, приватизация недвижимости и земель по всей Южной Осетии. Возвращение грузинских «беженцев» с обязательной реституцией (возврат занятых домов, квартир, земельных участков).
  3. В финансов-экономической сфере начнется доминирование грузинской экономики со своей банковской системой.
  4. При таком развитии следует ожидать резкий рост криминализации в республике. Лишившиеся в последние годы многих традиционных сфер влияния грузинские криминальные кланы немедленно попытаются взять под контроль бизнес по обе стороны границы.
  5. Следом за этим будет налажена масштабная контрабанда и наркотрафик.

Реализация такого сценария неизбежно приведет к социально-политической напряжённости в регионе, а в перспективе к созданию опасной для безопасности юга России зоны нестабильности и очага перманентных угроз.

Отсутствие в достаточной степени укомплектованных силовых структур и специальных подразделений в Южной Осетии и в первую очередь армии, станет поводом для диктата, дестабилизации и последующей политизации ситуации, что неизбежно приведет к возвращению ситуации на северном Кавказе на тропу суверенитетов и легитимации территориальных притязаний.

Только срочные совместные кардинальные меры способны предотвратить реализацию этого антироссийского сценария на Кавказе.

Цхинвал-Москва-Тбилиси. 17 февраля 2023

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть