Пока США надёжно удерживают инициативу и буквально выкручивают руки государствам, которые рискуют поднять голос в пользу финансирования мира, а не боевых действий. Однако среди антироссийской коалиции есть страны-оппортунисты, в действиях которых проглядывают очертания будущего полицентричного мира, пишет программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.
При рассмотрении главных трендов текущего международного кризиса становится очевидно, что инициатива в нём в наибольшей степени принадлежит Соединённым Штатам.
Цель США – помешать процессу становления полицентричного мира и закрепить свою гегемонию на оставшуюся часть XXI века. Для достижения этой цели Вашингтон пытается спровоцировать Россию и Китай, заставить их пойти на резкие шаги, которые отстранят от них союзников. В результате нарушения отношений России и Китая с союзниками США рассчитывают на высвобождение значительных материальных ресурсов, которые можно будет использовать для укрепления собственного влияния.
Вторая задача США – ограничить экономический рост собственных союзников и принудить их подчиниться союзной дисциплине. США намерены ликвидировать импульсы к стратегической автономии как в Европейском союзе, так и среди своих партнёров и союзников в Азии. Вашингтон надеется, что в результате он укрепит свою роль главного и незаменимого участника многосторонних военных партнёрств, в которых состоят союзники США.
Работая отдельно с каждым, США стремятся вовлечь своих партнёров в Восточной Азии в конфликты в Европе – и наоборот. Так появляются довольно экзотические переговоры о поставках южнокорейских танков в Польшу. Хотя непосредственной связи между украинским кризисом и ситуацией вокруг Тайваня нет, США прилагают все усилия, чтобы создать её искусственно.
Вызов текущей международной ситуации состоит в том, что США не могут позволить себе одновременно вести конфликт с Россией на Украине и с Китаем на Тайване.
Это вынуждает Вашингтон задерживать военную помощь Тайваню.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Роли самих союзников в антироссийской коалиции разные. Среди них выделяется группа наиболее радикально настроенных государств. В Европе к ним относятся Польша, Литва, Латвия, Эстония, Словакия и Чехия. Они сами предлагают себя в качестве инструмента американской политики, видят свою задачу в том, чтобы США были как можно больше вовлечены в дела Европы. Эту вовлечённость «европейские радикалы» стремятся использовать как рычаг в собственной борьбе с западноевропейскими государствами, которые они критикуют за «примиренчество» с Россией.
Особняком стоит второй номер американской глобальной политики и своего рода правая рука США – Великобритания. Обладая таким статусом, Лондон зачастую позволяет себе действовать на опережение, забегая вперёд Вашингтона и тем самым периодически предоставляя своему старшему партнёру возможность выступать в качестве умеренного международного игрока.
В группу осторожных государств входят Франция, Италия, Германия и ещё ряд стран, которые не владеют политической инициативой и стремятся создать такие условия, в которых наиболее радикальные последствия кризиса обратились бы вспять.
Но именно за их счёт будут оплачены экономические последствия этого кризиса.
Они выступят основными спонсорами для покупки дорогостоящих американских энергоресурсов и провайдерами экономической безопасности для стран Восточной Европы.
Отдельную группу составляют страны-оппортунисты. В Европе к ним можно отнести Венгрию и Турцию. Они ищут способ защитить собственные интересы, в том числе путём торга с США с целью добиться наиболее удовлетворительного для себя развития событий на континенте. В действиях стран-оппортунистов проглядывают очертания будущего полицентричного мира. Страны-оппортунисты занимают особое место в антироссийской коалиции: их объединяет поиск мира и они заинтересованы в становлении полицентричности, поскольку именно эти условия позволят им сохранять свободу внешнеполитического манёвра и обеспечить свою экономическую безопасность, главным образом в торговле с Россией в сфере энергетики, минеральных ресурсов и продовольствия. Поведение этих стран напоминает нынешние действия арабских государств Персидского залива, африканских государств, стран Латинской Америки и других.
К оппортунистическому поведению со временем могут склониться и Южная Корея, и страны Западной Европы. Им тесно в условиях новой холодной войны, которая сужает пространство для манёвра и заставляет их занимать более радикальные позиции. Каждый осознаёт, что у текущего кризиса не будет немедленного завершения, поэтому они планируют свои действия на ближайшие годы, исходя из продолжения кризиса. При этом они отдают себе отчёт в том, что этот кризис косвенно наносит удар по их собственным интересам, снижая их политическую значимость и сокращая экономические возможности, влияя на стабильность производственных цепочек, логистику, экономическую безопасность и стратегическую ситуацию на континенте. В таких условиях со временем эти страны станут внимательнее к интересам России, что позволит вести с ними более энергичный и продуктивный диалог.
Однако сейчас поиск трещин в антироссийской коалиции государств Запада бесперспективен. Вашингтон надёжно удерживает инициативу и буквально выкручивает руки государствам, которые рискуют поднять голос в пользу финансирования мира, а не боевых действий. И в этом деле у США есть группа влиятельных союзников из числа радикальных стран Восточной Европы, представляющих себя как фронтир безопасности, который во что бы то ни стало должен быть укреплён для борьбы с Россией.
Комментарии читателей (0):