2022 год оказался для российского рынка непростым. Целый ряд европейских компаний заявил о присоединении к международным санкциям и либо покинул нашу страну вообще, либо приостановил здесь производство и продажи. Список ушедших с рынка получился крайне обширным: не стало Volkswagen, Skoda, Toyota, Lexus, Nissan, BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Lamborghini, Infiniti, Rolls-Royce, Jaguar, Land Rover, Ford, Bugatti, Bentley, Jeep, Chrysler, Cadillac, Chevrolet, Dodge, Ferrari, Aston Martin и так далее. По данным аналитического агентства «Автостат», доля лидерских европейских марок всего за несколько месяцев сократилась в три с половиной раза — с 27,6 до 7,9 процента. Просели и японцы: если прежде на них приходилось почти 18 процентов рынка, то сейчас — лишь около семи процентов. Зато начался настоящий расцвет китайских брендов: их доля выросла с 9,5 до 30,3 процента и продолжает расти. Как, отмечают автоэксперты, эта тенденция, скорее всего, останется ключевой и в наступающем году.
«Китай сегодня производит больше 25 миллионов автомобилей в год, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. — Поднебесная уже давно поставила перед собой задачу максимально наращивать экспорт и реализует ее в полном объеме. А тут — практически совершенно свободный открытый российский рынок!»
При этом ни одна из стран, сохранивших партнерство с Россией, составить конкуренцию Китаю в автопроизводстве попросту не способна. Экспортный рынок Ирана, например, слишком маленький и удовлетворить потребности большей части россиян априори не способен. Индийские авто уже на месте нужно «дорабатывать напильником» — они рассчитаны на совершенно другой климат, а потому, как правило, не имеют никаких систем обогрева. Вместе с тем Иран и Индия, по словам Игоря Коровкина, могут рассматриваться как источники комплектующих, но это все-таки немного другая история.
«Радует то, что Китай сегодня все-таки производит достаточно качественные автомобили, — подчеркнул эксперт. — Они, в частности, идут на экспорт в Европу, а это о многом говорит. Но в случае с Китаем есть одно очень важное правило: ни в коем случае нельзя снижать требования. Если это сделать, упадет и качество поставляемой продукции».
Что же касается нашего автопрома, то здесь все не так печально, как могло бы показаться. Напомним: ранее на заводе «Москвич» заявили о том, что в 2023 году с конвейеров сойдет 50 тысяч автомобилей. Для России это капля в море.
«Говорить о чем-то всерьез можно будет тогда, когда объемы производства достигнут хотя бы 100-150 тысяч автомобилей в год, — заключил Игорь Коровкин. — Но, на мой взгляд, это случится не раньше 2025 года».
Что же касается цен, то тут все стандартно: цены будут расти. По словам эксперта, в автопроме в принципе нет такой ситуации, когда цены бы падали. Как сильно подорожают автомобили, прогнозировать пока сложно, но то, что как минимум на уровень инфляции, — факт.
Между тем сами автомобилисты на перспективы будущего года смотрят скорее с пессимизмом. Заключение такое: «Будем не ездить — будем доезживать».
«Доезживать на том, что есть, — поделился своими прогнозами с «Парламентской газетой» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — С учетом падения доходов населения можно ожидать, что и автомобильный рынок будет в заметном упадке. Единственное — возможно, какие-то позитивные сдвиги будут наблюдаться на вторичном рынке, рынке подержанных автомобилей. Но опять же сейчас ситуация складывается так, что все процессы играют «от продавца». А обычному покупателю остается либо ждать и копить, либо ездить на том, на чем он ездит сейчас, и откладывать приобретение автомобиля на неопределенный срок».
Комментарии читателей (0):