Заключение
Очерк об Индонезии демонстрирует все больший вес страны на международной арене. Индонезия имеет все шансы полноценно считаться третьим гигантом в Азии. Государство, которое активно решает внутренние проблемы и наращивает внешнеполитические связи, намерено через 25 лет перейти на уровень страны с высоким доходом.
В 2014 году президент Индонезии Джоко Видодо стал олицетворением демократии в Юго-Восточной Азии и дал надежду мировому сообществу на выработку демократического курса. Запад видел в избрании Джоко Видодо доказательство того, что ещё можно превзойти укоренившуюся олигархию. Правительство поставило главной целью проведение экономических преобразований, развитие взаимосвязей между регионами и производительность труда.
Главным проектом президента Индонезии, который пробудет у власти до 2024 года, стал амбициозный план по переносу столицы из Джакарты на остров Калимантан. Власти Индонезии вынуждены перенести столицу из-за перенаселенности острова Ява, низкого экономического развития других островов Индонезии, нехватки чистой воды и широкого освоения земель на Яве. Строительство новой столицы обойдется Индонезии примерно в $35 млрд.
Для индонезийского народа становится всё более актуальным движение ментальной революции, поскольку страна сталкивается с тремя основными национальными проблемами: падение престижа государства, распространение идеи нетерпимости и ослабление основ национальной экономики. Основной упор второго президентского срока Джоко Видодо делает на развитие человеческих ресурсов. Президент стремится к увеличению в стране числа квалифицированных рабочих, людей, изучающих науку и технологии.
Фактором доминирования Индонезии в регионе становится демографическая ситуация. По прогнозам, численность населения Индонезии вырастет до 305,6 млн в 2035 году. Сейчас в Индонезии насчитывается порядка 279 млн человек.
Государство стоит на пороге демографического бонуса. Увеличение численности населения трудоспособного возраста – самая сложная для Индонезии задача. Если власти страны не смогут воспользоваться демографическим преимуществом, экономика попадет в ловушку среднего дохода. Опыт развитых стран показывает, что за десятилетие демографического бонуса их темпы экономического роста превышали 7-8%. Это происходит потому, что трудоспособное население становится движущей силой экономики. Предположительно, демографический всплеск возникнет в Индонезии в 2030-х годах. Без правильного ответа на резкий рост числа граждан трудоспособного возраста Индонезия рискует столкнуться с демографической катастрофой.
Быстрый демографический рост населения Индонезии вызовет ряд проблем, начиная с перенаселенности и заканчивая бедностью. Страна рискует столкнуться с нехваткой базовой инфраструктуры, чистой воды и экологическими проблемами. Ответом на решение проблем может стать урбанизация. Завершение городского планирования приведет к росту экономики, развитию инновации и благосостоянию людей.
К 2030 году Индонезия может стать четвертой по величине страной в мире с населением 295 млн человек. Согласно отчету ООН, в период 2015-2050 годов ожидается, что половина прироста населения в мире будет сосредоточена в девяти странах, а именно в Индии, Нигерии, Пакистане, Демократической Республике Конго, Эфиопии, Танзании, США, Уганде и Индонезии.
До финансового кризиса 1997-1998 года, семь стран Азии, включая Индонезию, развивали свои экономики со скоростью минимум 7% в год. И если такие страны как, например, Япония, Китай и Южная Корея смогли быстро оправиться от кризиса, продолжив технологическое развитие, то Малайзия, Индонезия и Таиланд оказались выбиты из колеи. Страны столкнулись с инфляцией, падением темпов роста и курса национальной валюты. В кризис объем экономики Индонезии сократился на одну пятую. На помощь стране пришел Международный валютный фонд. Это позволило вернуть уверенность иностранных кредиторов. Индонезия вплоть до 2005 года не могла восстановить уровень ВВП на душу населения, какой у нее был в 1996 году. В 2006 году Индонезия смогла выплатить остаток своего долга МВФ. Новым ударом по экономике Индонезии стала пандемия коронавирусной инфекции. На этом фоне рост экономики Индонезии снизился впервые более чем за 20 лет.
Индонезия реализует программы промышленного развития по всей стране, чтобы создать новый импульс экономического роста. Государство имеет потенциал стать развитой страной к 2045 году при условии, что средний экономический рост составит не менее 6% в год.
В таком многонациональном государстве как Индонезия насчитывается более 1340 этносов и народностей. Яванцы - самая многочисленная этническая группа в стране. В Индонезии также насчитывается более 700 племен, проживающих на 17 тысячах островах.
Остров Ява считается самым густонаселенным островом в мире. В регионе проживают 149 млн человек. Современное правительство Индонезии взяло курс на изменение «Ява-ориентированной» модели развития государства на «индонезийско-ориентированную» модель. Основная идея концепции «Индонезияцентризма» заключается в равноправном развитии инфраструктуры, общественных ресурсов, экономики государства в надежде устранить неравенство между регионами. Внимание правительства сосредоточено на Папуа, Западном Папуа, восточной части Индонезии, а также на небольших островах.
Провинция Папуа до сих пор не может избежать череды вооруженных конфликтов. С эпохи Нового порядка (1960-1990 гг.) и в эпоху Реформации (после 1998 года) продолжаются серии насильственных инцидентов с участием сил безопасности и сепаратистских групп, поддерживающих независимость Папуа от Индонезии. Основной причиной конфликта в регионе стало стремление к «Свободному Папуа», которое отстаивает военизированная организация «Движение за свободное Папуа», созданная в 1965 году для свержения действующих правительств в индонезийских провинциях Папуа и Западное Папуа.
Десятки политологов из Индонезии и из-за рубежа согласны с тем, что Индонезия переживает процесс упадка демократии. На это указывают пренебрежения демократическими правилами игры и потеря оппозиции в парламенте. Правление Джоко Видодо обвиняют в уходе от демократии в пользу авторитаризма, что проявляется в большем участии военных и полиции в политической жизни государства. Феномен авторитарной власти встречается не только в Индонезии, но и в других азиатских странах, а также в Америке и Европе. С 2018 года политологи наблюдают упадок демократии в Камбодже, на Филиппинах, в Таиланде и Мьянме.
Индонезия в международных отношениях опирается на принцип «свободной и активной» внешней политики. Другими словами, Индонезия не принимает сторону силы и не остается «пассивной» в международных событиях. Находясь в положении, когда США и Китай борются за влияние в Юго-Восточной Азии, Индонезия использует инициативы этих держав для достижения собственных интересов.
Географически Индонезия занимает стратегическое место на карте мировой торговли. Вот почему страна стремится стать мировой морской осью. Индонезия намерена развивать морскую инфраструктуру и связи за счет строительства морских магистралей, портов, логистики, судоходства и морского туризма. «Мировая морская ось» направлена на то, чтобы сделать Индонезию крупной, сильной и процветающей страной за счет восстановления идентичности Индонезии как морской державы.
В 2023 году Индонезия займет пост председателя Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Индонезию считают фактическим лидером Ассоциации в свете ее географического расположения, большой численности населения, стратегического положения и природных ресурсов. Страна признана другими членами АСЕАН первой среди равных. Лидерство Индонезии ограничивается сферами политики и безопасности, оставляя сектор экономики другим странам региона.
Продолжается развитие всесторонних отношений с Россией. Новый импульс двусторонним связям положил визит президента Индонезии Джоко Видодо в Москву в конце июня 2022 года. По итогам двусторонней встречи Россия выразила готовность инвестировать в строительство новой столицы. Двусторонний товарооборот России с Индонезией в 2021 году достиг почти $3 млрд или вырос на 42%. За первые пять месяцев 2022 года прирост составил свыше 65%.
Индонезия как одна из стран «Большой двадцатки» приняла в ноябре 2022 года лидеров стран G20. В глазах всего мира Индонезия является новой рыночной державой с ВВП более одного трлн долларов США. Как принимающая сторона, Индонезия также пригласила на форум представителей от стран Азии, Африки, Латинской Америки, а также островных государств Тихого океана и Карибского бассейна.
В стремлении стать развитой и процветающей страной Индонезия сталкивается с разного рода внутренними и внешними угрозами. Актуальными для индонезийской нации остаются такие внутренние угрозы как терроризм, сепаратизм, наркомания и коррупция.
Новыми угрозами для развития общества стали эпидемия коронавирусной инфекции и изменение климата. Индонезия пережила три волны эпидемии коронавирусной инфекции. В июле 2022 года в стране выявили свыше шести миллионов случаев заражения коронавирусом. Побороть COVID-19 смогли 5,9 млн индонезийских граждан, еще 156 тысяч человек погибли. В мире также зафиксирован беспрецедентный всплеск стихийных бедствий. Только в Индонезии в течение 2022 года произошло 1945 стихийных бедствий.
Основной внешней угрозой для безопасности Индонезии остается продолжающийся конфликт в Южно-Китайском море. Индонезия не имеет территориальных претензий в богатой на природные ресурсы акватории, но желание Пекина присвоить себе территорию, юридически признанную исключительной экономической зоной Индонезии вокруг островов Натуна, стала источником напряженности в двусторонних отношениях. Рост амбиций Китая привлек в регион вооруженные силы Соединенных Штатов, которые опасаются усиления влияния Китая в регионе.
Можно сказать о том, что сложность международной ситуации в Южно-Китайском море заключается в увеличении количества стран, преследующих свои интересы в регионе. Достаточно за короткий период времени территориальный спор между Китаем и отдельными странами АСЕАН перерос в запутанную политическую ситуацию.
Комментарии читателей (0):