Современная Индонезия. Очерки истории. Индонезия – будущий азиатский тигр

Часть 4
21 ноября 2022  19:23 Отправить по email
Печать

Индонезия – будущий азиатский тигр

Гонконг, Сингапур, Южную Корею и Тайвань давно прозвали «азиатскими тиграми» из-за быстрой индустриализации, торговли и финансового развития, ведущих к высоким темпам роста экономики. Первые две являются ведущими финансовыми центрами мира, а вторые две известны своей обрабатывающей промышленностью.

Индонезия имеет все шансы стать новым «азиатским тигром» в Юго-Восточной Азии. Государство уже является движущей силой развития цифровой экономики в регионе. В последние несколько лет интернет-экономика Индонезии быстро развивалась. Жители с энтузиазмом пользуются электронной коммерцией, онлайн-играми, рекламой, подписками на музыку и видео, а также онлайн-сервисами для путешествий и доставки еды.

Бум цифровой экономики Индонезии был вызван огромным ростом венчурных инвестиций, которые к 2019 году увеличились на $6 млрд. По данным Venture Beat, Индонезию сегодня можно сравнить с Китаем в 2008 году.

Цифровая экономика Индонезии имеет очень хорошие перспективы и может вырасти до восьми раз к 2030 году. В 2020 году стоимость цифровой экономики Индонезии достигла 632 трлн индонезийских рупий. Вклад цифровой экономики в ВВП также увеличился с 4 до 18%.

В настоящее время электронная коммерция вносит наибольший вклад в цифровую экономику Индонезии, 54% от общего числа пользователей приходится на индонезийские коммерческие платформы. По прогнозам, электронная коммерция будет играть очень большую роль, а именно 33,3% от общего вклада цифровой экономики. Стоимость цифровой экономики Индонезии на душу населения все еще относительно ниже, чем в Малайзии, Таиланде и Сингапуре.

Однако сохраняются серьезные проблемы и препятствия. Возможно, самая большая из них – это платежи и электронные деньги. По оценкам компаний Google и Temasek, к 2025 году объем электронной торговли в Индонезии достигнет $53 млрд. Интересно, что менее половины жителей Индонезии имеют счёт в банке, и только 2,4% жителей имеют кредитную карту.

Назад, к становлению экономики Индонезии

В книге Джо Стадвелла «Азиатская модель управления: Удачи и провалы самого динамичного региона в мире» говорится об истории, ошибках и прогнозах, связанных с экономикой Индонезии. До финансового кризиса 1997-1998 года, семь стран региона, включая Японию, Южную Корею, Тайвань, Китай, Малайзию, Индонезию и Тайвань, развивали свои экономики со скоростью минимум 7% в год. И если Южная Корея, Китай и Тайвань в тот момент находились на стадии «догоняющего» развития и быстро смогли оправиться от кризиса, продолжив технологическое развитие, то Малайзия, Индонезия и Таиланд оказались выбиты из колеи. Страны столкнулись с инфляцией, падением темпов роста и курса национальной валюты.

В своё время правительства Японии и Южной Кореи сосредоточились на модернизации обрабатывающей промышленности и достигли успеха, а государства Юго-Восточной Азии не смогли создать конкурентоспособные на мировом рынке производственные предприятия. При этом, по совету развитых стран государства открыли уже на ранних стадиях развития экономики свои финансовые сектора. Это привело к тому, что Индонезия так и осталась развивающейся страной, прилично отставая от Японии, Китая и Южной Кореи. Таким образом, сельскохозяйственная, промышленная и финансовая стратегии определи успех и неудачу экономического развития азиатских стран.

Неудача, постигшая лидеров стран Юго-Восточной Азии при попытке справиться с проблемами сельского хозяйства, затруднила развитие экономики стран региона. Первый президент Индонезии Сукарно пообещал провести радикальную реформу сельского хозяйства в 1950-х годах, национализировав принадлежащие иностранцам плантации. Однако политика президента оказалась неэффективна. Не затронутыми реформой остались крупные землевладельцы. Индонезия так и не смогла перестроить систему управления земельной собственностью. По мере роста населения низкая продуктивность сельского хозяйства в Индонезии вынудила власти прибегнуть к импорту товаров. Только в 1980-х годах Индонезия смогла достичь самообеспеченности рисом. Вторая попытка исправить ситуацию была предпринята в 1970-х годах. Индонезия под управлением Сухарто запустила программу переселения фермеров, но это лишь на некоторое время снизило напряженность в наиболее бедных районах страны.

В 1980-х годах Индонезия взяла курс на индустриализацию. Продвижению в этом направлении мешало отсутствие экспортной дисциплины и низкая рыночная конкуренция. Мечта создать подлинный индонезийский автомобиль так и осталось мечтой. Крупнейшее в Индонезии автосборочное предприятие Astra, созданное совместно с Toyota, стабильно приносило прибыль, но находилось в полной технологической зависимости от японской компании. Всё могло бы быть по-другому, если бы индонезийская Astra стала заимствовать японские технологии. Второй попыткой на пути индустриализации в Индонезии стал чересчур амбициозный для того времени план по созданию авиационной промышленности. Индонезия не смогла осуществить проекты по производству основных продуктов тяжелой индустрии. Производственное обучение в стране было очень разрозненное, не пронизывающее все отрасли. Способность Индонезии финансировать свою промышленность затем была подорвана новым финансовым кризисом.

В начале 1980-х годов Индонезия, Малайзия и Таиланд допустили ещё одну ошибку. Страны поддались призыву к финансовому делегированию, а именно передать контроль над финансовой системой частным предпринимателям. Это привело к затяжному кризису, который начался в 1997 году.

Связь между кризисом 1997 года и предыдущим, случившимся в 1965 году, кроется в правлении первого президента Индонезии Сукарно. У главы государства не было жизнеспособной стратегии для индустриального развития страны и заинтересованности в экспорте. Уже в 1950-х годах экономические условия в Индонезии ухудшились, а в 1957 году Сукарно объявил военное положение в стране. Государственные банки получили привилегии в предоставлении кредитов национализированным голландским предприятиям. В 1960-х годах Индонезия стала страной с нулевой финансовой дисциплиной. Центральный банк печатал так много денег, что экономика погрузилась в гиперинфляцию.

Пришедший к власти в 1968 году президент Сухарто укротил инфляцию и восстановил в Индонезии макроэкономическую стабильность. Однако в области развития промышленности и экспорта политик мало чем превзошел Сукарно. Вместо этого Сухарто начал привлекать к производству экспортных товаров транснациональные корпорации (ТНК).

С конца 1988 года в Индонезии инициировали финальную стадию перехода к открытым финансовым рынкам. Последствиями ряда реформ стали увеличение числа частных банков в стране с 66 в 1988 году до 160 в 1993 году. Вместе с иностранными банками в Индонезии насчитывалось в 1993 году 234 банка. Сняв в 1970-х годах контроль за движением капитала, Индонезия оказалась открыта для притока международного капитала.

Основная проблема заключалась в том, что финансовая система в Индонезии не была направлена в сторону чего-то полезного для развития или устойчивого кредитования. Экономисты, представляющие МВФ, считали, что у Индонезии существует лишь небольшой дефицит торгового бюджета (3,5% ВВП в 1996 году). Но большую часть экспорта составляли переработанные товары транснациональных корпораций. В середине 1990-х годов ТНК переориентировались на Китай. Власти Индонезии тогда призвали местных предпринимателей производить больше товаров на экспорт, но достичь удалось немногого.

Финансовое дерегулирование привело к большому числу незастрахованных краткосрочных внешних займов со стороны банков. Обменный курс упал с 2500 рупий за доллар в 1997 году до 14 000 в 1998 году. Распад банковской системы заставил производственные компании обратиться к бартерным сделкам. Объем экспорта упал с $4,2 млрд в 1997 году до $1,4 млрд в 1998 году. Многие индонезийские фирмы так и не оправились от кризиса. Объем экономики сократился на одну пятую. На помощь стране пришел МВФ, предоставив пакет финансирования в объеме $23 млрд. Это позволило стабилизировать кризис и вернуть уверенность иностранных кредиторов. Индонезия вплоть до 2005 года не могла восстановить уровень ВВП на душу населения, какой у нее был в 1996 году.

В 90-е годы для финансирования своей экономической программы власти Индонезии активно использовали внешние заимствования, значительная часть которых, в условиях коррумпированности госаппарата, разворовывалась, а внешние долги ложились бременем на все индонезийское общество. В 1998 году внешний долг правительства Индонезии вырос с $2,3 млрд до $67,3 млрд. С приходом к власти президента Б.Ю. Хабиби в мае 1998 года экономика Индонезии стабилизировалась. В целом за 1998 год ВВП страны снизился на 13%, а уровень инфляции достиг 78%. Однако в 1999 году уровень инфляции составил всего 2%, на этом уровне был и экономический рост, стабильным оставался курс рупии. Всё это свидетельствует о начале выздоровления экономики Индонезии.

Власти Индонезии стремились к снижению темпов инфляции, которая в 2004 году составила 6,4%. На фоне роста мировых цен на нефть в 2005 году инфляция достигла 17%, в последующие три годы инфляция в Индонезии не превышала 6%. Однако в 2009 году, когда в Европе и США бушевал экономический кризис, в Индонезии инфляция снизилась до 2,7%. Существенно улучшилось соотношение госдолга к объему ВВП (с 56% в 2004 году до 34% в 2008 году). В 2006 году Индонезия смогла выплатить остаток своего долга МВФ в размере $3,2 млрд. В 2007-2008 годах экономика Индонезии демонстрировала высокие темпы роста (свыше 6%). В этот период также выросли золотовалютные запасы страны, которые составили $51 млрд., а в 2014 году достигли $111,2 млрд.

В 2016-2017 годах экономическая ситуация в Индонезии продолжает стабилизироваться. В 2014 году инфляция составляла 8,3%, а в 2015 году – 3,35%, в 2016 году – 3%, в 2017 году – 3,6%, в 2018 году – 0,62%, в 2019 году – 0,32%. Во втором квартале 2021 году уровень инфляции составил 1,52%.

Новый удар по экономике Индонезии

На фоне пандемии коронавирусной инфекции рост экономики Индонезии сократился. Во втором квартале 2020 года ВВП Индонезии упал на 5,3% в годовом выражении. Экономический рост Индонезии снизился впервые более чем за 20 лет. Пандемия нанесла тяжелый удар мировой экономике. Индонезия не стала исключением. Эпидемия коронавирусной инфекции привела к падению доходов населения и сокращению деловой активности. Во втором квартале объем ВВП страны упал на 4,1%, а в первом квартале – на 2,4%.

Согласно прогнозам правительства Индонезии, рост ВВП страны в 2021 году составит от 4,5 до 5,3%. С января 2021 года в Индонезии предприняли ряд мер для улучшения экономики страны. Правительство приняло решение увеличить бюджет программы восстановления национальной экономики на 20,6%, доведя его до $48 млрд. В 2021 году Индонезии также удалось достичь положительного сальдо торгового баланса в размере $2 млрд. Экспорт Индонезии составил $15,3 млрд., что обусловлено восстановлением торговых связей и ростом цен на сырьевые товары.

Власти Индонезии выделяют три важные фазы, а именно фаза пандемии в 2020 году, затем фаза восстановления в 2021 году и фаза роста экономики Индонезии в 2022 году. Азия, по прогнозам, будет играть важную роль в восстановлении глобальных цепочек поставок в 2022 году. Нормализация роста и улучшение глобальных цепочек поставок окажет положительное влияние на производственный сектор и азиатские финансовые рынки.

Ожидается, что в 2022 году инфляция в Индонезии вырастет. Однако по сравнению с другими странами Индонезия более защищена от воздействия роста цен на сырьевые товары, поскольку сама является крупным производителем. Несмотря на рост, инфляция в 2022 году, по оценкам, останется в диапазоне от 3 до 1%.

Индонезия станет пятой по величине экономикой в мире

Всемирный банк и МВФ изучили данные по паритету ВВП и покупательной способности. Согласно им, в 2024 году Индонезия станет страной с пятой по величине экономикой в мире, станет новым «азиатским тигром».

Оба института заявили, что в 2024 году в структуре экономики Индонезии произойдут изменения. Страны Азии войдут в пятерку государств, сместив нескольких европейских стран. После Китая и Японии, которые в настоящее время находятся в первой пятерке, Индонезия и Индия, по прогнозам, вытеснят Великобританию и Германию. Одной из причин экономического господства в странах Азии является рост среднего класса.

По данным Всемирного экономического форума, Индонезия, Филиппины и Малайзия фактически станут чемпионами азиатской экономики, благодаря увеличению рабочей силы.

Продвижение экономики Индонезии через АСЕАН

Возможно ли повысить эффективность экономики Индонезии через Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)? Повысить эффективность экономики можно, если заставить АСЕАН работать в качестве механизма эффективной промышленной политики. Ничто не мешает странам АСЕАН поддерживать молодую обрабатывающую промышленность при наличии рынка с 660 млн населением. Вместо того, чтобы создавать таможенные барьеры и стимулировать экспорт, Ассоциация подписывает соглашения о свободной торговле с индустриально более развитыми странами, включая Китай. Лидерам стран АСЕАН не хватает сплоченности и взаимодействия.

Влияние торговой войны между Соединенными Штатами и Китаем вызвало экономические потрясения в других странах, включая Индонезию. Чтобы избежать этого воздействия, необходимо более интенсивно стимулировать рост национальной экономики за рубежом. Как страна, расположенная в Юго-Восточной Азии, Индонезия должна оптимально использовать рыночную нишу в регионе. Индонезия не активно расширяет инвестиции в Юго-Восточную Азию по сравнению с другими странами-членами АСЕАН, такими как Сингапур, Малайзия, Таиланд и даже Вьетнам. Как страна с самой большой территорией в регионе, Индонезия должна оптимизировать стратегические возможности, не только экспортируя товары и услуги, но и инвестируя в регион. Эти инвестиции не только будут способствовать росту национальной экономики, но и укрепят сплоченность стран в регионе.

Различные сектора экономики, доступные в регионе Юго-Восточной Азии, потенциально могут быть использованы Индонезией. Лаос – единственная страна в Юго-Восточной Азии, которая не имеет выхода к морю. Однако Лаос обладает обильными гидроэнергетическими ресурсами. Поскольку инвестиции в различные сектора экономики по-прежнему минимальны, электроэнергия экспортируется в соседние страны, такие как Таиланд и Вьетнам. Государственные предприятия, а также индонезийские национальные частные компании могут изучить возможности для инвестиций в Лаос.

Так, Индонезия реализует программы промышленного развития по всей стране, чтобы создать новый импульс экономического роста и стать новым «азиатским тигром». Власти Индонезии делают упор на развитие цифровой экономики и поощряют ускорение и справедливое распределение производств по всей стране. Министерство промышленности поставило перед собой цель увеличить добавленную стоимость промышленного сектора с 28% в 2013 году до 45% в 2035 году. Зоны промышленных предприятий превратятся в центры промышленного роста. С помощью промышленных зон можно максимально развить обрабатывающую промышленность.

У Индонезии есть три основных актива, которые могут помочь стране стать новым «азиатским тигром». Во-первых, Индонезия обладает природными богатствами. Второе преимущество заключается в том, что Индонезия обладает большим количеством работников трудоспособного возраста. Третий ресурс – это глобальный капитал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть