Специальная военная операция российских войск и новая политическая и социально-экономическая реальность, которая создаётся на наших глазах, ставят перед региональными руководителями целый спектр задач. Главам регионов придётся столкнуться с необходимостью сохранения социальной поддержки граждан и дальнейшего развития инфраструктурных проектов, но в совершенно изменившихся условиях. Остаются вопросы относительно того, как теперь строить работу с иностранными инвесторами и что делать с заявленными международными мероприятиями, которые оказались под угрозой срыва. Но эксперты полагают, что новые условия создают не только проблемы, но и открывают новые перспективы.
Выйти из оцепенения
Начало специальной военной операции российских войск фактически устранило региональную повестку из информационного пространства. Между тем именно субъектам предстоит решать тот комплекс задач, которые ставятся российским руководством в контексте новой социально-экономической реальности. Ввод пакета санкций против российской экономики актуализировал сразу целый блок вопросов, в том числе касающихся создания системы импортозамещения, работы с внутренними инвесторами, решения задач транспортного обслуживания. Помочь региональным руководителям и гражданам сориентироваться в происходящих изменениях должен новый информационный портал, запущенный правительством, — Объясняем.рф. На нём будут размещаться ответы на самые актуальные вопросы, которые поступают от населения. Вопросы касаются всех сфер и всех регионов и будут собираться преимущественно через социальные сети. При этом эксперты отмечают, что в задачи региональных руководителей в ближайшее время будет входить прежде всего оперативное реагирование.
В частности, глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отмечает, что «в нынешней ситуации у регионов две основные задачи».
«Это прием и размещение беженцев с Донбасса и минимизация — в рамках имеющихся возможностей — негативных последствий санкций, введенных Западом в связи с началом военной спецоперации. Что касается беженцев, то на данный момент их в России чуть более 120 тыс. человек, что почти на порядок меньше, чем в 2014—2015 годах. Тем не менее беженцы — это всегда фактор, способный вызвать неоднозначную реакцию в обществе. При размещении беженцев значительно возрастает нагрузка на социальную инфраструктуру — школы, детские сады, систему здравоохранения. В ряде регионов, принимающих сегодня беженцев, ввели режим чрезвычайной ситуации. Таким образом, региональные власти сегодня должны не только позаботиться о беженцах, но и направить свои усилия на снижение социальной напряженности, обусловленной их размещением. Кроме того, в регионах активизируется работа антитеррористических комитетов в связи с потенциальными провокациями и возможными терактами на территории России. Также никто не снимал с властей задачи еще двухлетней давности: поддержка системы здравоохранения на должном уровне готовности и борьба с экономическими последствиями эпидемии коронавируса».
Ранее на ИА REX: Санкции разрушат не российскую, а мировую экономику – «Неудаща»
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Член Российской ассоциации политических консультантов Александр Назаров считает, что регионы к своей повестке в информационном пространстве вернутся в тот момент, когда насыщение фронтовыми сводками достигнет предела.
«Так было в первый ковидный период — рост от 80 до 250 процентов в трафике новостных сайтов и отскок через полтора месяца к стартовым позициям. Пока весь региональный интерес меркнет перед сводящей с ума лентой новостей о событиях на Украине. Решения губернаторов, посадки коррупционеров, открытие новых школ — это всё из жизни до 24 февраля, уже из прошлого. Сейчас этого просто нет. С одной стороны, это большая проблема для управления имиджем регионального чиновника, с другой стороны, гигантское «окно возможностей» — когда, если не сейчас, протаскивать все проблемные решения».
Политолог Алина Жестовкая отмечает, что в нынешней ситуации никто не в силах достоверно и трезво спрогнозировать конкретные уязвимости системы обеспечения обыденной жизни регионов. Это касается и перспектив гражданской авиации в связи с отзывом лизинговых самолётов, и работоспособности национальной платёжной системы «Мир» в случае блокировки Visa и Mastercard.
«Сейчас самым успешным регионом окажется тот, чьё руководство оперативнее других выйдет из оцепенения и быстренько импортозаместит то, без чего жизнь вверенной территории станет, мягко говоря, дискомфортной. Это в первую очередь, на мой взгляд, касается медицинской продукции, в том числе детских молочных смесей и подгузников, информационных систем и расходников для агропредприятий. Да банально операционную систему Windows те, кто поумнее, уже меняют на более независимую. А у нас посмотрите на сайте госзакупок, сколько бюджетных компаний в прошлом году закупило технику Apple! Как можно охарактеризовать профпригодность людей, принимавших эти решения»?
Регионы переходят к мобилизационной экономике?
Введение санкционного режима заставляет российские регионы уже сегодня задумываться над тем, как выходить из сложившейся ситуации. Определённые шаги для этого предпринимаются, и они связаны главным образом с переводом экономики в мобилизационный режим работы. Так, в Башкирии с целью контроля за ситуацией в экономике возобновлена работа антикризисного штаба. В него вошли республиканские органы исполнительной власти, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, деловые объединения. Уже на первом заседании антикризисного штаба проведена корректировка Стратегии социально-экономического развития республики. Заявлено, что стратегической целью становится поддержка экономики с целью сохранения набранных темпов развития. Республиканское руководство намерено провести ревизию объектов капитального строительства, которые планируются или возводятся за счет бюджетных средств. Главная задача — не увеличивать количество незавершенных объектов.
Оперативный штаб мониторинга всех сфер деятельности создан в Саратовской области. Предполагается, что штаб будет рассматривать вопросы обеспечения устойчивого функционирования предприятий, проводить мониторинг торговых запасов продовольственных, непродовольственных товаров, лекарств, ГСМ, стройматериалов, контролировать работу транспортного комплекса. С 1 марта аналогичные структуры будут созданы и во всех муниципалитетах Саратовской области.
В Воронежской области региональное руководство поставило задачу обеспечить исполнение контрактов с учетом роста цен и возможными сложностями с поставками импортного оборудования. Закупку оборудования планируется провести в нашей стране или в странах, которые не вводят против России санкций. Также поставлена задача разработать механизм оперативного реагирования на изменения в социально-экономической ситуации региона.
Читайте также: Тысячелетний Drang nach Osten – всё?
Вместе с тем эксперты отмечают как плюсы, так и минусы мобилизационной модели. В частности, Олег Иванов полагает, что переход к мобилизационной модели экономики, действительно, один из способов нормального функционирования государства в условиях беспрецедентного санкционного давления.
«Яркий исторический пример такой модели — индустриализация в Советском Союзе конца 20-х — начала 40-х гг. прошлого века, в рекордные сроки превратившая страну в промышленную державу. Мобилизационная модель предполагает долгосрочное государственное планирование экономки, усиление госрегулирования рынка, развитие реального сектора, в первую очередь производства, увеличение нормы накопления и объема инвестиций в основной капитал. Вместе с тем очевидно, что мобилизационная модель должна приниматься в первую очередь на федеральном уровне, и только после этого регионы также смогут приступить к ее реализации. Однако пока мы не видим каких-либо признаков к переходу от рыночной экономики к плановой, поэтому шансы на внедрение в ближайшее время мобилизационной модели в России, на мой взгляд, очень невысоки».
Алина Жестовская полагает, что «наш путь — импортозамещение и максимальная автономность».
«А дабы обеспечить экономику средствами на тот самый рывок, можно банально сейчас взять и в один толчок победить коррупцию. Просто перестать закрывать глаза на это ежедневное воровство! Вот именно сегодня самый подходящий момент».
Умеренно оптимистично настроен и Александр Назаров, который отмечает, что «региональная экономика (слава Богу) перестроилась почти массово на внутренний рынок и почти всегда замкнута на регион».
«Это внушает надежду и дает немного спокойствия о том, что при кризисной ситуации масштабного эффекта схлопывания удастся избежать».
Таким образом, региональные власти постепенно приходят к осознанию необходимости взять под контроль ситуацию в экономике. Решения властей некоторых субъектов о создании специальных штабов реагирования в этой ситуации представляется наиболее верным. Но даже создание таких структур не даст результата, если федеральный центр чётко не обозначит вектор развития экономики, в том числе региональной.
Комментарии читателей (0):