В Японии продолжают анализировать цели предложений Москвы ввести значительные таможенные и налоговые послабления на российских южных Курилах. Как отмечает автор японского информационного агентства «Дзи-дзи пресс» Такахико Хираива, «формально премьер Мишустин поехал на остров (Итуруп), чтобы подытожить «уникальные и беспрецедентные предложения» по вовлечению Японии в совместную экономическую деятельность на четырех северных островах». То, что предложения делались в первую очередь в расчете на позитивную реакцию японского бизнеса, подтверждается словами президента РФ Владимира Путина. Напомнив о том, что Россия давно ведет с японскими партнерами «работу по тому, чтобы создать необходимые условия для участников экономической деятельности», глава государства заявил председателю правительства Михаилу Мишустину на заседании Совета безопасности РФ:
«Скажу, что то, о чем мы говорили, носит абсолютно уникальный, беспрецедентный характер. Говорю это специально для того, чтобы заинтриговать участников экономической деятельности, и надеюсь, что после вашей поездки (на Курилы), оценки ситуации на месте мы окончательно сформулируем эти предложения и их обязательно реализуем».
Ранее на ИА REX: Путин, Курилы и неблагодарная Япония
Свой анализ Хираива начинает с указания на то, что поездка Мишустина на Итуруп состоялась, «несмотря на недовольство Японии». Имеются в виду предостережения (?!) Токио российскому руководству не допустить этой поездки, ибо в Японии рассматривают посещения южных Курил членами правительства РФ как «нарушение японского суверенитета» на островах, которые решениями обеих палат парламента летом 2009 года были произвольно объявлены «японскими».
При этом автор почему-то считает, что Россия в большей степени заинтересована в развитии двусторонних отношений, и своими предложениями как бы подталкивает нынешний японский кабинет министров к оживлению диалога.
Он пишет: «Есть вероятность, что на фоне невозможности организовать российско-японскую встречу в верхах из-за пандемии нового коронавируса Россия берет на себя инициативу, чтобы посмотреть реакцию администрации премьер-министра Японии Ёсихидэ Суги, которая относится к переговорам по мирному договору не с таким энтузиазмом, как бывший премьер Синдзо Абэ».
Ранее на ИА REX: Предложения Путина не убедили японцев: «Курилы не вернутся. Россия не так проста»
По не совсем понятной логике Хираива связывает инициативу Путина в отношении Японии и с предстоящими выборами в Государственную думу РФ.
«Кроме того, в июле прошлого года в России внесли поправки в Конституцию о запрете на отчуждение территорий, а в сентябре этого года должны пройти выборы в Государственную думу, на которых правящая партия обязана одержать победу во что бы то ни стало, что свидетельствует о внутриполитических факторах», — отмечает автор.
Хираива допускает такое объяснение слов российского президента о «беспрецедентных» нововведениях на Курилах:
«Лично я считаю, что предложение о совместной экономической деятельности, приуроченное к поездке Мишустина на остров Итуруп, ориентировано даже больше на внутриполитическую арену, чем на Японию. Дело в том, что популярность правящей партии упала в преддверии выборов в Госдуму, которые проходят один раз в пять лет в сентябре. Именно поэтому Медведев, подвергавшийся жесткой общественной критике, был отстранен от должности и заменен Мишустиным.
Визиты чиновников на северные территории являются демонстрацией усилий по экономическому развитию отдаленных районов. Эти поездки также являются способом послать сигнал всей стране в преддверии выборов — «мы не оставим регионы».
Что касается участия японского бизнеса в развитии Курил, то по этому поводу автор статьи не испытывает оптимизма.
«Мишустин подчеркнул, что эти меры будут полезны для западных и японских инвесторов, однако Япония пока далека от того, чтобы принять это предложение», — отмечает Хираива.
Ранее на ИА REX: Японцы собираются «требовать» Курилы ещё два-три поколения
И для его пессимизма есть серьезные основания.
Во-первых, на Курилах для крупного японского бизнеса нет перспективной сулящей большую прибыль работы. Разве что рыболовство и переработка даров моря. Выращивание же в теплицах помидоров по японской технологии, конечно, к крупным проектам не отнесешь. Поэтому можно согласиться с Хираивой, когда он пишет:
«Совсем необязательно, что свободные экономические зоны и налоговые льготы будут действительно привлекательны на северных территориях. Некоторые японские компании уже вышли на российский рынок, и, если им это выгодно, они платят налоги и работают в Москве или других городах».
Хотя для мелкого и среднего японского бизнеса может найтись работа на Курилах, развернуть свои предприятия на островах они не смогут из-за запрета японского правительства. Ибо оно, ссылаясь на то, что эти территории — «японские», открыто требует от Москвы изменить законодательство РФ и вывести японские компании и их персонал из-под российской юрисдикции.
«Совместная экономическая деятельность Японии и России на четырех северных островах была первоначально согласована на встрече бывшего премьер-министра (Синдзо) Абэ и президента (Владимира) Путина в декабре 2016 года. Тогда они договорились начать переговоры. Стороны стали работать над конкретикой, но переговоры зашли в тупик из-за аллергической реакции Японии на идею работать в соответствии с российским законодательством, поскольку это означало бы признание российского суверенитета на острова», — вот в чем автор видит главное препятствие для прихода японского бизнеса на Курилы.
В Москве не могут пойти на уступки Токио в его требовании предоставить работающим на Курилах японским гражданам статуса экстерриториальности, ибо это было бы равноценно капитуляции, признанию японских притязаний на «японский суверенитет» на южнокурильских островах. Это было бы и грубым нарушением Конституции России и соответствующего законодательства о недопустимости покушения на суверенитет и территориальную целостность нашего государства.
С другой стороны, в Японии не могут не опасаться того, что предоставляемыми таможенными и налоговыми льготами на Курилах воспользуются компании других стран. Хираива не скрывает опасения такой перспективы:
«Что произойдет, если иностранные компании привлекут налоговые льготы и они начнут инвестировать в южные Курилы, пока японская сторона топчется на месте? Это будет несовместимо с позицией японского правительства, поскольку сотрудники иностранных компаний будут отправляться на северные территории с паспортами, считая их российской территорией. Возможно, Россия надеется, что это заставит Японию действовать активнее, но это приведет лишь к протестной реакции».
Ранее на ИА REX: Какие козыри у Японии в «споре» о Курилах?
Ну что же, к «протестной реакции» японского правительства нам не привыкать. В последние годы Токио «дежурно» направляет Москве «сожаления» и «протесты» по поводу любой хозяйственной и военной деятельности на Курильских островах. Пыталось японское правительство оказывать давление и на иностранные фирмы, которые изъявляли желание работать на Курилах. Не исключено, что такая практика будет продолжена. Но ведь вводимые налоговые льготы, как следует понимать, будут распространены и на отечественные компании. Да и далеко не все государства мира так уж зависят от Японии, чтобы беспрекословно подчиняться ее политическим требованиям.
А японские власти и бизнесмены могут последовать прогнозу автора статьи и продолжать «топтаться на месте». Подводя итог своему анализу ситуации, Хираива констатирует:
«Японии придется подождать и понаблюдать за шагами российской стороны. Затем после всеобъемлющих переговоров она сможет судить об истинных намерениях Кремля».
Комментарии читателей (0):