Еще в декабре пандемийного 2020 года президент РФ Владимир Путин поднял на совещании по экономическим вопросам тему о росте цен на хлеб и муку, сахар, подсолнечное масло, отказываясь при этом видеть причину только в одной пандемии и склоняясь больше к желанию торговцев подогнать внутренние цены под мировые.
И это уже третья проба в современной России взять под контроль ценовую политику на столь высоком уровне. Первая попытка была произведена в октябре 2007 — апреле 2008 гг. В этом случае цены на базовые продукты были зафиксированы по состоянию на 15 октября 2007 года по 31 января 2008 года, что и понятно, поскольку повышение цен в среднем на 40−60%, в погоне за мировыми, да еще и накануне выборов в Госдуму в декабре 2007 года, послужили объективным и вполне обоснованным стимулом для проведения ценовой операции.
Провоцированием на второй заход — по управлению ценами сверху — послужило существенное и неожиданное падение курса рубля в 2015 году, но в этом случае фиксация цен произошла не командным методом, а через деловые договоры и соглашения с крупнейшими ретейлерами по их добровольной инициативе по фиксированию цен на особо востребованную потребителями линейку продовольственных товаров.
И тем не менее, как отмечают экономисты, проведение политики по заморозке цен, фиксированию цен, управлению ценами с применением правительственных рычагов всегда приводит лишь к росту цен и инфляции, закрытию и банкротству разных предприятий.
Что еще не сделано правительством молодой России, что пошло не так? Казалось бы, строго соблюдена процедура в соответствии с православной традицией и приметой: «Бог любит троицу». Провели три попытки урегулирования цен государевым приказным методом и увещеваниями на совесть ретейлеров, трижды наступили на одни и те же грабли, трижды почесали уже разбитые в кровь лбы… И?
И — спасибо председателю правительства Михаилу Мишустину, который после ценового акцента, обозначенного Владимиром Путиным, всё же открыл карты и спросил своих подчиненных: «Почему ответственные министерства и ведомства своевременно не приняли меры и упустили ситуацию с ростом цен на важную продукцию, хотя все инструменты у вас есть?»
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Мишустин открыто заявил о наличии инструментов, которые позволили бы еще до вмешательства президента страны ответственным министерствам и ведомствам урегулировать ценовой вопрос?!
И он совершенно прав, еще в 2010 году Владимир Путин, возглавляя правительство, запустил в производство постановление правительства РФ от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости».
Но, тем не менее, не исключается возможность и того, что всё дело в самом инструменте, который, по истечении стольких лет, слегка притупился и проржавел, в силу его невостребованности, или же при тщательном изучении постановления № 530 ответственные лица обратили внимание, что, в соответствии с данным документом, меры ценового регулирования запускаются только по факту резкого роста цен не менее чем на 30% в течение месяца. А Владимир Путин во время ценовой экзекуции использовал данные декабря 2019 года, что методически противоречит его же постановлению на предмет включения регуляторных механизмов.
Тогда о каком инструменте говорил председатель правительства Михаил Мишустин? Остается только один инструмент: это инструмент анализа десятилетней ситуации проб и ошибок по установлению контроля за ценами в новой России, для производства которого есть все аналитические данные и производственные материалы у ответственных министерств и ведомств.
И здесь уже, возвращаясь к подозрению президента страны о причине роста цен внутри страны как примитивном желании подогнать внутренние цены под мировые, следует и начинать с понимания формирования и развития ценовой политики партнеров России по Всемирной торговой организации.
В экономике и производственных секторах стран ВТО не допускается перегрев рынка и стагнация системы «производитель — потребитель» в формате рыночной регуляции ценовых стандартов из-за социальных проблем населения или потери рентабельности предприятий в связи с резким падением спроса на его продукцию. В их ценовой конструкции изначально уже заложены базовые признаки гарантированного наличия финансовой возможности населения на доступное приобретение продуктов питания, и, соответственно, как следствие, рентабельность и доходность предприятия в сфере производства продуктов первой необходимости для поддержания жизни и здоровья платежеспособного населения.
Трудно даже представить себе, чтобы представители бизнеса Евросоюза или иных государств — членов ВТО, обратились в сферу торговли с просьбой поднять цену на их продукцию по причине падения рентабельности производства, да и плюс к этому хронической неплатежеспособности населения, как это произошло у нас в обращении мясопереработчиков к представителям ретейла.
Возвращаясь к обозначенному инструменту анализа, стоит отметить, что в данном случае, касаясь российской стороны, это уже не вопрос цены на продовольствие и ее регулирования, а вопрос национальной безопасности!
Продолжая внедрять внутри страны принцип ограничения цен на продовольствие, по причине неплатежеспособного населения, произойдет еще большее банкротство и разорение отечественных предприятий, с замещением их продукции на полках сетей иностранной продукцией и пополнением числа безработных, малоимущих граждан, что спровоцирует двойной эффект нагрузки на экономику страны, как с закрытием предприятий пищепрома, по причине минусовой рентабельности, так и увеличением голодающего населения.
И к этой ситуации куда как более подходит Указ президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором красной строкой проходит потребность в снижении уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов.
Следовательно, на данном этапе политико-экономической стагнации России первоочередная задача стоит не в госрегулировании цен на продукты питания, а в реализации первоочередных задач Указа президента России о Стратегии национальной безопасности в части роста доходов населения, что, в свою очередь, невозможно осуществить без финансовой адресной помощи населению и возобновления работоспособности закрывшихся отечественных предприятий.
Виктор Кирочкини, председатель подкомитета по развитию Рыбохозяйственного комплекса России комитета Торгово-промышленной палаты России по развитию агропромышленного комплекса
Комментарии читателей (4):
Повышение зарплат не возможно по простой причине, сформировался рынок труда и самое главное это рубль мягко сказать неплатежеспособный(деньги, особенно ликвидные(доллар, йена, евро) инструмент позволяющий влиять на рынки труда и товара. Но наше правительство и президент отказались, от такого вида инструмента в угоду каких то соображений мне не известных, и теперь пожинают плоды бессилия, и чтобы они там не говорили и не делали не принесут результата, а только ухудшат ситуацию,элементарно нет доверия.
Доверие самая крепкая валюта! это и есть власть!
Информация для размышления:
Кто виноват за рост тарифов ЖКХ? Или сколько можно дурить население?
Рассмотрим систему расчета тарифов на поставку питьевой воды, горячей воды, тепла и
электроэнергии.
1.Питьевая вода. Готовая водопроводная вода, выйдя с территории водоподготовки, имеет
оптовую цену, включая разрешенную ей рентабельность. Затем вода попадает в водопроводные сети района города. В некоторых домах требуется установка подкачивающего насоса, установка, эксплуатация и расходы которого – обязанность сетей. Теперь вопрос – кто принимает питьевую воду, принимаемую домами. Ответ – если по уму – районное управление обслуживания жилого фонда и остальных зданий и сооружений выборных органов управления экономикой и общественной жизнью. Цена – тоже оптовая, то есть цена водоподготовки плюс расходы сетей и плюс рентабельность сетей, которая насчитывается ТОЛЬКО на затраты сетей на текущий ремонт, ремонтно-эскплуатационные расходы (капитальный ремонт, новое строительство после ввода его в строй, замена оборудования взыскивается из расчета срока годности объекта – несколько лет). Первый обман – рентабельность начисляют на общую стоимость и воды, и капремонта, и нового строительства, и нового оборудования с его монтажом. Рентабельность начислили дважды – первую с коэффициентом (цена неправильно увеличилась примерно на 33%). Районное управление управления экономикой и общественной жизнью ведет учет расхода по каждому дому, сооружению. Цена тоже оптовая с рентабельностью, начисленной ТОЛЬКО на расходы, связанные с обслуживанием и ведением учета. Поскольку обслуживание внутренних сетей дома или сооружения обязанность домов или сооружений, районное управление делает скидку. Таким образом, старший по дому, ТСЖ или кооператив выписывает квитанции тоже по оптовой цене. Розничной цены в этом деле не существует. Обслуживание сетей до дома или сооружения от районных сетей – обязанность районного управления.
Расход воды на полив улиц, площадей и скверов, расход с водоразборных колонок – учет и взимание платы обязанность районного управления выборного органа управления экономикой и общественной жизнью.
2.Горячая вода. Изготовитель – генератор нагрева подготовленной воды. Цена оптовая плюс рентабельность. Оправданный посредник – теплосети всех уровней от генератора до квартальных районов города – до теплопунктов. Получатель по оптовой цене теплосетей районное управление по учету расхода, причем рентабельность сетей начисляют только на расходы теплосетей, связанные с обслуживанием и ведением учета без капремонта, нового строительства, замены оборудования на более современное, благоустройство после введения в строй с учетом срока эксплуатации на несколько лет. От квартальных сетей до домов и сооружений содержание сетей – обязанность районного управления, которое выписывает счет на весь дом, сооружение. Рентабельность районного управления выборного органа управления экономикой и общественной жизнью насчитывается также.
Общее правило – рентабельность насчитывают только на стоимость своих расходов без амортизации. Розничной цены нет.
По горячей воде ВСЕ приборы учета должны включаться только при достижении заданной температуры воды, что вынуждает поставщика любого порядка заботиться о целости и качестве теплоизоляции, о предотвращении порывов, установки аварийных автономных запорных устройств (на любые трубопроводы).
3.Отопление. Отличия. Поквартирного учета все еще нет. Появился учет на дом, сооружение, куст. Но он обладает небольшой точностью, причем ошибка всегда в пользу поставщика. Этот прибор остро нуждается в дополнительном приборе-регуляторе, который при температуре обратной воды выше заданной обратку закрывает. При таянии снега на крыше налоговая служба штрафует собственника дома, сооружения.
4. Электроэнергия. С учетом электроэнергии совсем плохо. Во-первых, колоссальные потери в сетях, в подстанциях. Во-вторых, не все областные, городские и районные городов имею учет – дороги, площади, скверы, дежурное освещение, улицы не поделены между собой – неизвестно, кто плательщик. Принято этот общий расход относить на население.
В-третьих, объединенный орган сбыта генераторов должен осуществлять расчеты только с оптовыми получателями: до трансформаторных подстанций. Оптовые получатели от трансформаторов – это крупные потребители, к ним относят и районные управления учета выборных органов управления экономикой и общественной жизнью.
От электрогенераторов – сети, в которых большие потери. С ними никто не борется – перекладывают на население. Рентабельность начисляют по выше изложенной схеме.
Налоговая система берет налог на электроэнергию и с поставщика, и с посредников, и с населения. Больше всего цену поднимают многократные налоги. Налоги надо брать только с прибыли, а рентабельность и личные доходы ограничивать.
Есть еще огромные резервы, но это уже политические меры – учреждение Банка госсектора экономики.
Вся эта вольность поставщиков и посредников называется «невмешательство государства в экономику», что власть произносит гордо и часто, как большое достижение в демократии.
К тарифам на воду, тепло, электроэнергию Город никакого касательства не имеет. А.М.Пинхасик
Если это не ответ на статью, то тогда что же?
"Эксперты оценили стоимость электроэнергии в России"
России тарифы на электроэнергию неоправданно высоки. Об этом заявил РБК заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК ИНП РАН Валерий Семикашев.
«И эти высокие цены сформированы не честным рынком, а вмененными для потребителей, неправильными, на мой взгляд, решениями о необходимых инвестициях (проекты ДПМ, ВИЭ, крымская генерация, субсидирование цен на ДВ, завышенные инвестпрограммы в сетях)», — пояснил он.
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/6071723d9a794765f />
Теперь понятно, что эффективные социально ответственные частные собственники являются генератором роста цен на всё и вся, а если они
таковыми "генераторами" не являются, то эффективные менеджеры из госуправления не способны по определению решать возникающие задачи без повышения цен
Есть подозрения, что крупные чиновники и есть бенефициары таких компаний. Хотя, наверно я выдумываю.....