В своё время, когда начали восстанавливать храм Христа Спасителя, у меня было смешанное чувство на этот счёт. С одной стороны, Дворец Советов всё равно не построили, храм лучше бассейна… С другой, надо ли всегда восстанавливать то, что раньше сами разрушили? Не лучше ли оставить зияющую пустоту, чтобы люди понимали, что если рушишь, то рушишь навсегда? И чтобы в следующий раз такого не делали?
Храм Христа Спасителя, как известно, заново отстроили, он служит свою службу, соответствующую нынешнему положению РПЦ в государстве российском; другие церкви и монастыри отстраиваются, РПЦ всё более активно участвует в общественной и политической жизни страны. Но пусть каждый сам даст честный ответ на вопрос о том, оправдались ли надежды тех в нашем народе, кто верил в объединительную миссию РПЦ. На мой взгляд, не оправдались. Скорее, наоборот.
Казалось бы, где Храм Христа Спасителя и где — памятник Дзержинскому? А они рядом — в русской истории. Истории, которую вот уже который год разрывают в интересах классового реванша. Вчитайтесь в абзац из недавней статьи в «Литературной газете», посвящённой эвакуации Белой армии из Крыма: «…Чей бело-сине-красный флаг ныне веет над их родиной? Чьи георгиевские ленточки теребит сегодня ветер? И чей голос мы узнаём в волнующем зове «Прощания славянки»? И если живы честь, верность присяге, долгу, памяти отцов, этим мы обязаны им, рыцарям России». Вот так, оказывается: честь, верность присяге, долгу, памяти отцов — это не о тех, кто победил в Великой Отечественной войне. Не о тех, кто создал к середине XX века на территории бывшей Российской Империи поистине великую державу, а о тех, кто развалил страну в феврале 1917-го и потом ещё впустую воевал за февралистские (или преданные тогда и генералитетом, и церковью монархические) идеи в течение трёх лет!
Сегодня Россия переживает времена нахрапистого антисоветского реванша. Его примеры на каждом шагу, всякий болеющий душой за правду о советской эпохе, за здоровую преемственность отечественной истории держит в уме десятки выплесков этого потока лжи. И тут вдруг — вернуть в центр Москвы памятник одному из главных коммунистов, Феликсу Дзержинскому! Неужели кто-то посчитал, что этот «каменный гость» сумеет вычистить в сегодняшнем смутном времени то, что Дзержинский сумел вычистить в смутном времени 1917−1926 годов? Неужели он поможет в месяцы наладить в промышленности и сельском хозяйстве то, что не налаживается годами? Может быть, он покарает всех коррупционеров, раскроет всех прямых и косвенных вражеских шпионов и агентов влияния? По-настоящему возьмётся за то, чтобы из нынешних детей сделать достойных граждан России? Более чем уверен, что дело тут не в этом, хотя уже одно обращение к его мыслям, которые можно найти в интернете, принесёт немалую пользу.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
У меня насчёт сюжета с памятником Дзержинскому есть несколько версий.
Первая сводится к тому, что Сергею Собянину нужен сильный политический ход, который существенно продвинул бы его в ряду возможных преемников Владимира Путина. Если это так, и если верно то, что Собянина поддерживает значительная часть силового блока, то памятник Дзержинскому на Лубянской площади будет восстановлен. Многие люди в Москве и по всей стране воспримут это положительно. Но и преувеличивать эффект такого решения не стоит: значительная часть наших сограждан прошли мощную антисоветскую накачку, а другим просто лень будет зайти в интернет и посмотреть там, кто такой Феликс Дзержинский. Художественные фильмы о нём по телевидению уже давно не показывают.
Есть, надо сказать, и абсолютные «лунатики» в этом плане. Один из них по данному поводу недавно написал в интернете: «Дзержинский был польским националистом, боролся против Российской Империи, а мы хотим Российскую Империю восстановить». Интересно, понимает ли он, сколько людей у нас в стране действительно хотят восстановить Российскую Империю в том виде, в котором она существовала до 1917 года, из какого социального слоя эти люди, зачем они хотят это сделать?
Вторая версия сводится к новой попытке дискредитации советского прошлого. По её логике, «победить» в опросе должен другой претендент на место в центре Лубянской площади: князь Александр Невский. Это, однако, было бы глупо и даже вызывающе — иметь в центре столицы светского по конституции и многоконфессионального по характеру государства ещё один памятник православному святому. Положительный заряд образа Александра Невского как правителя, который пошёл на поклон к Орде (читай Китаю), чтобы противостоять ливонцам (читай Западу), давно исчерпан. Сегодня вызовы, которые стоят перед нашей страной на международной арене, гораздо сложнее.
При моём низком уровне доверия к действующей власти (во всяком случае, отдельным её представителям) не могу исключать и версии провокации. Возможно, имеет место попытка вновь вывести неразумных на улицы Москвы. Логика тут ясна: «Они (власть) действовали против сторонников Навального методами ЧК, а теперь вот хотят восстановить памятник её основателю». К этому тоже надо быть готовым.
Да простят меня мои соратники, но первое, самое искреннее желание, которое я испытываю в связи с темой пустоты, появившейся на Лубянской площади после сноса памятника Дзержинскому, — это именно сохранение этой тошнотворной пустоты. Пустоты, которая, будучи прикрыта, например, фонтаном, станет ещё более тошнотворной.
Пусть те мерзавцы, которые в августе 1991 года издевались над памятью о «железном Феликсе» и скульптурой великого Вучетича, и особенно те, кто спланировал это издевательство, а также те, кто испугался остановить его, всегда будут высвечены этой пустотой. А сама эта пустота пусть продолжает отражать нищету сегодняшней идеологии, которой, как нас пытаются убедить, вроде как бы в России и нет, но она есть: идеология золотого тельца и благодарности режиму, который позволяет этого тельца безбоязненно вскармливать. В этом смысле сегодняшней Москве, по-честному недостойной памятника Дзержинскому, больше подходит памятник Александру Второму, который ещё в 1860-е годы заложил алгоритм всех либеральных реформ в России: «освободить, чтобы ещё сильнее закабалить».
Пусть пустота Лубянской площади продолжает, как она делала все последние годы, высвечивать внутреннюю пустоту тех, кто сегодня, находясь уже долгие годы у власти в нашей стране, всё никак не может (начинаешь сомневаться, хочет ли) вывести её из провала 1990-х. Дзержинский и его соратники, напомню, сделали это за 10 лет.
Вот так бы и оставить всех этих «сторонников эволюции» лет на сорок в этой пустоте-пустыне. Но — уже не получается: будучи потревоженным, образ Дзержинского, бескорыстного защитника и строителя рабоче-крестьянской власти, уже начал раздвигать эту пустоту; его энергия мощно ворвалась в день сегодняшний, а сам он с ухмылкой смотрит на любые связанные с ним планы так называемых «политтехнологов».
Вспомните «железного Феликса», сравните его изваяние с любым из памятников российским монархам или политическим деятелям имперского периода, созданным в последние десятилетия! Как говорится, и близко ничего не стояло. А есть ли в новом революционном (вернее, контрреволюционном) времени хотя бы одна фигура, которую мог бы захотеть увековечить скульптор уровня Вучетича? Будете перебирать их в голове — не смейтесь. Хотя я и понимаю, что это будет смех сквозь слёзы.
Не стоит сетовать на то, что сегодняшняя Москва — это уже не Москва 1958 года, когда «железный Феликс» занял подобающее ему место, и что если не вся наша столица, то её центр — это пристанище нуворишей и тех, кто радуется возможности их обслуживать, то есть тех, с кем и боролся Дзержинский. Не стоит переживать, что с этой точки зрения на нынешней Лубянской площади памятник Дзержинскому будет смотреться чужеродно. Перенесёмся мысленно в 1918 год. Не смотрелся ли тогда, после победы рабоче-крестьянской революции, чужеродным в Петрограде памятник Петру I, построившему столицу империи буквально на костях сотен тысяч предков этих рабочих и крестьян? Наверное, смотрелся, но большевики не накинули ему петлю на шею! Тем более удивительно, что они не сделали этого с памятником Екатерине II, при которой крепостное рабство в России, память о котором была жива в их умах, достигло своих самых отвратительных черт. А памятник Николаю I, кроваво расправившемуся с участниками декабрьского 1825 года восстания, — почему он остался тогда невредимым? Сегодня нам рисуют варварский образ большевиков, а на поверку выходит, что они, включая Дзержинского, оказались гораздо более людьми культуры, чем те, кто ради своих политических амбиций толкнул москвичей на варварство в августе 1991 года.
За это варварство надо просить прощения — и перед историей, и перед нашим городом. Пусть восстановление памятника Феликсу Эдмундовичу Дзержинскому, пламенному борцу за коммунистическое обновление России, политику, создавшему в нашей стране новую эффективную разведку и контрразведку, народному комиссару путей сообщения, председателю Комиссии по борьбе с детской беспризорностью, председателю Высшего совета народного хозяйства СССР, станет хотя бы частичным исправлением того перестроечного безумия.
Комментарии читателей (18):
Из поэмы «Хорошо!» (1927) В. В. Маяковского (1893-1930):
"Юноше, обдумывающему житье, решающему, делать жизнь с кого, скажу, не задумываясь — делай ее с товарища Дзержинского"
Этого вполне достаточно для того, чтобы понять с кого "делать жизнь"
"В решении москвичей будет и ответ о будущем"
Москва не вся Россия и решение москвичей будет только их решением, которое, не изключено, придется и поправить
СССР эта политика привела к краху,к краху русофобская политика приведет и РФ.
Все позитивное и негативное для России познается и оценивается через русофилию или русофобию.
Кто-нибудь может себе представить,что бы памятник какому-нибудь известному "антисемиту" стоял возле штаб-квартиры Моссад?
Скажете такое не возможно?
Так почему подобное возможно в РФ? Ответ я дал выше.
Вы, полупочтенный, в Истории разбираетесь меньше, чем поросенок в астролябии: уже в эмиграции, некоторые заметные представители и деятели Белого движения, протрезвев на чужбине, нашли в себе силы, отставили свои былые взгляды на Гражданскую войну в России и сделали переоценку своего белогвардейского прошлого. Так, Вениамин (Федченко), митрополит в своем труде «Россия между верой и безверием», бывший епископ армии и флота при штабе Врангеля, будучи в эмиграции, так писал о событиях Гражданской войны: «У нас почти не было руководящих идей, как не было их, конечно, и при Деникине. Можно не соглашаться с большевиками и бороться против них, но нельзя отказать им в колоссальном размере идей политико-экономического и социального характера. Правда, они готовились к этому десятилетия. А что же мы все (и я, конечно, в том числе) могли противопоставить им со своей стороны? Старые привычки? Реставрацию изжитого петербургского периода русской истории и восстановление «священной собственности», Учредительное собрание или Земский собор, который каким-то чудом все-все разъяснит и устроит? Нет, мы были глубоко бедны идейно. И как же при такой серости мы могли надеяться на какой-то подвиг масс, который мог бы увлечь их за нами? Чем? Я думаю, что здесь лежала одна из главнейших причин провала всего «белого движения» - его безыдейность! Наша бездумность! Если бы мы глубоко всмотрелись в исторический процесс, изучили его, поняли –тогда?... Тогда, вероятно, мы просто отказались бы от этого анти-исторического движения на него. Но мы не хотели думать, не могли думать: шли по инстинкту, по привычке, ощупью».
Ему вторит белый генерал Я. Слащев, которого в народе прозвали «Вешателем» (прообраз генерала Хлудова в булгаковском «Беге»): «Тогда я ни во что не верил. Если меня спросят, за что я боролся и каково было мое настроение, я чистосердечно отвечу, что не знаю… Не скрою, что в моем сознании иногда мелькали мысли о том, что не большинство ли русского народа на стороне большевиков,- ведь невозможно же, что они и теперь торжествуют благодаря лишь немцам и т. п. Но эти мысли я как-то трусливо сам отгонял от себя и противопоставлял им слухи о восстании внутри России и т. п. Это было ужасное время, когда я не мог сказать твердо и прямо своим подчиненным, за что я борюсь»
Вот так и выходит, что белые воевали сами не зная за что. Но, солдатикам нужно было что то "вешать", поэтому шли лозунги вроде "Спасения Отечества", "За единую и неделимую Россию" и. т д - совершенно оторванные от текущих потребностей жизни рабочих и крестьян
О каком возрождении может идти речь, если даже идеи никакой не было? В 21 веке это надо бы уже было понять и осмыслить прошлое и намерения на будущее, а не продолжать талдычить в попугайно-магнитофонном режиме одно да потому. Кстати, полупочтенный, вы хотя бы в сфере деятельности "Дальстроя" хотя бы, как турист, бывали или распинаетесь с чьей-то подачи?
«Спекулянты же, плодящиеся с каждым днем, несмотря на суровые кары закона за спекуляцию, исключительно поглощены своей преступной профессией и интересы родины их не трогают. Обыватели, как и ранее, в массе своей проникнуты антибольшевистским духом, сочувственно относятся к существующей власти, однако нередко до тех пор, пока дело не касается их личного материального участия в вопросах борьбы с большевизмом» Сводка №3(секретно) Сведений по контрразведке главного штаба армииКолчака) за время с 17 по 23 апреля 1919 года
«Чешская батарея и броневик обстреливали дер. Бирюсу и Конторку(Енисейская губерния) снарядами с удушливыми газами» Ген. Розанов, 20.04.1919. Телеграмма командующему войсками Иркутского округа; Омск, военмин
«В селе Тасеевском(Енисейская губерния) правительственными войсками(колчаковцами) сожжено до 200 домов, во многих домах разломаны печи, выбиты окна и разбита вся менее ценная домашняя обстановка; окраины села и заречная сторона выжжены до основания, остались несожженными 184 дома» Доклад помощника начальника Канской уездной милиции(колчаковской) управляющему Канским уездом о подавлении возстания красных партизан в Тасеевской и Фаначетской волостях. 03.07.1919
О чем тут после этого распинаются некоторые граждане, заявляющие "Вы ж по-человечески не умеете. Вы друг друга то сколько сожрали, убили, ихзничтожили?"
При этом заявляющие "Я вот все думаю: если бы к власти в Советской России пришел бы русский", забыв, что если бы да бы во рту выросли грибы, то был бы не рот, а целый огород. Короче, думать надо лобиком, а не созвучным местом