В конце года российское правительство официально заявило, что во всех субъектах Федерации начинается функционирование Центров управления регионом (ЦУР), которые должны будут обеспечивать взаимодействие между властью и обществом. В ближайшее время федеральный центр собирается активно заниматься подготовкой специалистов, которые будут работать в этих центрах. Проект должен стать драйвером цифровой трансформации, которая, по заявлениям президента Владимира Путина, должна завершиться к 2030 г. Фактически ЦУР — главный шаг на пути цифровизации всей системы государственного управления, но у экспертов пока остаются вопросы относительно функций новой структуры.
Чем будут заниматься ЦУРЫ?
По мысли разработчиков, центры управления создаются для того, чтобы максимально быстро решать проблемы людей. ЦУР не является органом власти, это не министерство и не агентство. Соответственно, центры не занимаются распределением денег и не выполняют другие исполнительские функции. Их задача — мониторинг и оперативная обработка вопросов, с которыми граждане обращаются в органы региональной и муниципальной власти. Это может быть вопрос о состоянии дороги или вывозе мусора, доступности детских садов или прививок от COVID-19. Кстати, во многих регионах ЦУРы начали работу именно с информационной поддержки больных коронавирусной инфекцией. Иначе говоря, ЦУР объединяет все системы мониторинга ситуации в регионе, в то время как до этого у каждого министерства была своя система, часто не связанная с другими органами власти. Но эксперты отмечают, что в работе ЦУРов пока много неясного, система ещё не сложилась и ей ещё предстоит доказать свою эффективность.
Политолог Алина Жестовская отмечает:
«С некоторого времени наши федеральные власти стали задавать наместникам в регионах резонный вопрос: «А вы там у себя хоть каких-то мух ловите?». Ибо выяснилось, что администрация субъекта могла быть абсолютно не в курсе, что в какой-нибудь их губернской деревне третий месяц топит все жилые дома и уже на BBC об этом сюжет показали, а глава субъекта до сих пор ничего не знает. Вообще, за связь с населением и контроль реакции граждан должны отвечать штатные департаменты правительства и администрации. Там есть и подразделение по работе с обращениями, и по связям с НКО, и внутриполитические блоки, блоки информационной политики. Однако именно столь «высокая эффективность» регионального чиновничьего труда, собственно, и привела к решению Кремля о создании этих самых ЦУРов. Конечно, это потребовало дополнительных бюджетных расходов — более 26 миллиардов! По-моему, это уже веский повод либо Центры управления регионами расформировать, либо разогнать бюрократов, чьи функции они дублируют.
Ну, и мало понравится жителям тот факт, что в периоды предвыборных кампаний ЦУРы будут становиться полноценными структурами избирательных штабов власти. Работать как на приём информации «с полей», так и на мониторинг соцсетей и обратную выдачу правильной информации».
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникации? Михаил Нейжмаков опасается, что ЦУРы могут вытеснить из политической практики «живое» общение чиновников с людьми.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 19.03.21 Правительство придумало 586 показателей цифровизации социалки. Это поможет?
- 13.03.21 Чиновники и аналитики обсудили цифровую зрелость госсектора
- 16.12.20 Смартфоны и интернет уже давно сорвали маски: «тайны» ФНС за «тайны» ЦБ РФ
- 14.12.20 «Гостех» Сбербанка или АИС ФНС: кто первый — курица или яйцо?
«Ожидаемые направления критики в адрес глав регионов в связи с работой ЦУР вполне понятны. Губернатор, часто ссылающийся на материалы, полученные ЦУР, может столкнуться с обвинениями, что он подменяет живое общение с избирателями сбором данных (по тому же принципу обычно строится критика глав регионов, чьи команды делают особый акцент на работу в соцсетях), а также что деятельность таких центров требует дополнительных бюджетных расходов (такая критика приобретает дополнительную актуальность на фоне ожидаемого усиления антибюрократической повестки в год парламентских выборов).
Если губернатор не так часто публично акцентирует внимание на работе ЦУР — критики будут доказывать, что это вызовет недовольство Москвы и что руководство региона недостаточно использует еще один канал сбора данных о нуждах и настроениях населения. Скорее всего, чаще подобную критику (в том числе нередко с взаимоисключающими претензиями от разных публичных фигур) услышат в свой адрес губернаторы более протестных регионов с насыщенной информационной повесткой — ближе к парламентским выборам негативные публикации и по этому вопросу будут появляться чаще. Но в целом критика деятельности ЦУР будет скорее фоновой темой для оппонентов губернаторов. А наличие еще одного канала сбора данных о ситуации в регионе в любом случае создает дополнительные возможности для властей».
Поволжье — родина ЦУРов
Первые Центры управления регионом были запущены весной 2020 г. Михаил Нейжмаков отмечает, что четыре из шести пилотных регионов, где о планах запуска работы ЦУР в тестовом режиме было заявлено еще в апреле 2020 года, относятся к Приволжскому федеральному округу (это Башкирия, Мордовия, Нижегородская и Ульяновская области). Учитывая особое внимание президента и руководства правительства к вопросам цифровизации в целом, комментарии глав регионов по поводу работы ЦУРов в 2021 г., скорее всего, станут более интенсивными, считает политолог.
В Башкирии ЦУР начал работу в апреле прошлого года. Первое время он функционировал на базе системы «Инцидент менеджмент», которая агрегирует жалобы жителей на проблемы самого разного рода. Проект центра в республике обещает стать довольно масштабным — почти сразу для новой структуры стало строиться новое здание, примыкающее к Дому правительства Башкирии. Предполагается, что в нём будут работать до 100 сотрудников, которых распределят по направлениям: ЖКХ и мусор, «Транспорт» и так далее. В Нижегородской области новая система уже объединила в себе ряд порталов обращений граждан — таких, как «Вам решать», «Система-112» и ряд других.
Михаил Нейжмаков отмечает, что система особенно важна для губернаторов, которых в 2021 г. ждут выборы:
«Можно предположить, что чаще ссылаться на данные, полученные в результате деятельности ЦУР, скорее всего, будет руководство регионов, где в текущем году должны пройти губернаторские кампании (в ПФО таких субъекта Федерации пока два — это Мордовия и Ульяновская область). Для врио главы Мордовии Артема Здунова публичное внимание к работе ЦУР будет, прежде всего, частью месседжа: «Новая команда развивает передовые практики». Губернатору Ульяновской области Сергею Морозову, который руководит протестным регионом с активной оппозицией, будет важно продемонстрировать, что он развивает все каналы обратной связи с населением».
По своим масштабам внедрение ЦУР должно быть сопоставимо с запуском МФЦ несколько лет назад. Но ближайшие годы покажут, станет система по-настоящему эффективным механизмом, позволяющим оперативно решать проблемы людей, или превратится в очередной симулякр.
Комментарии читателей (0):