Кризис американской демократии обсуждается не только с политической, но и с философской точки зрения. Можно наблюдать, как эксперты, в том числе из научного сообщества в разных концах планеты, встают на защиту тех или иных идеологем, стремясь поддержать занятую позицию. Показательный и злободневный пример нашелся в дискуссии между живущим в Лондоне историком и публицистом Гвином Дайером и американским уважаемым и популярным писателем по имени Адам Гопник.
Гвин Дайер. Получил ученые степени в канадском, американском и британском университетах, защитил докторскую диссертацию по военной и ближневосточной истории в Лондонском университете. Служил в трех флотах, занимал академические должности в Королевской Военной академии Сандхерст и Оксфордском университете, затем начал вести колонку по международным делам, которую публикуют более чем 175 изданий примерно в 45 странах. Его документальный фильм «Война» номинировался на Оскар. (Информация с официального сайта).
Адам Гопник. Автор известных в США книг, в том числе о детях и для детей. Награждён двумя национальными журнальными премиями за эссе, критику и наградой Джорджа Полка для журнальных репортеров. Его вклад в культуру Соединённых Штатов Америки описан в Британской энциклопедии. (Информация из Википедии).
Учитывая вес персонажей, диалог между ними не может считаться маловажным: на ринг вышли тяжеловесы идеологических поединков. Оба автора сходятся в ненависти к образу уже почти бывшего президента США Трампа. Спорят они лишь о том, как именно его лучше ненавидеть. В защиту эффективности именно своего подхода они обращаются к эволюции политических воззрений человечества.
В статье «Что мы понимаем неправильно о кризисе американской демократии» (New Yorker, 27.12.2020) Гопник осмеливается упомянуть тот факт, что демократическое устройство было для человечества редким и не всегда приятным исключением на фоне широко развившейся исторически автократии, то есть самодержавия или другой формы власти немногих над многими. При этом Гопник поклоняется демократии, считает ее истинным выражением народного достоинства и путем к обретению народом своей судьбы. В этом с ним нельзя не согласиться, так же как и с тем его тезисом, что путь этот требует непрерывного напряжения, «стояния на страже», готовности сражаться с искушением продать свое первородство за чечевичную похлебку, которое время от времени настигает любые исторические сообщества. Проблема с позицией Гопника в том, что он настаивает: устрани Трампа — и всё наладится, стражи демократии смогут вернуться на свои посты и продолжить работу на ниве народного блага.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 19.01.21 Американская политическая система прогнила насквозь — Фрэнсис Фукуяма
- 14.01.21 Блокировка Трампа в соцсетях опаснее его заявлений — Project Syndicate
- 12.01.21 Польша: правящая партия против резолюции, осуждающей нападение на Капитолий
- 11.01.21 Тень либерально-цифрового фашизма опускается над США
В пику ему Дайер в статье «Американская демократия, вероятно, выживет — глобальная демократия выживет безусловно» (Jerusalem Post, 09.01.2021) видит народное благо совсем в другом. Будучи искушен в истории и, вероятно, считая своих оппонентов безнадежными игнорамусами, Дайер желает во что бы то ни стало доказать мысль о наступлении нового «золотого века», когда-то утерянного и ныне обретаемого в ультралиберальной парадигме. Он настаивает, что вся история человечества меркнет на фоне благого (по его мнению) доисторического существования, когда не было главных и демократия процветала в своем естественном состоянии. Для защиты этой мысли Дайер приводит пример архаичных народностей, которые существуют по сей день в условиях каменного века и обходятся без постоянных вождей. Такой образ жизни видится Дайеру идеальным на новом технологическом уровне, который обеспечит долгую, сытую и комфортную жизнь обитателям грядущей Новой Архаики.
Учитывая солидное знание истории, которое Дайер неоднократно подтверждал, есть повод заподозрить его в злонамеренном подлоге.
Историк такого уровня не может не знать, как именно осуществляется управление в архаичных сообществах, что такое тотем как система поклонений и табу — система запретов, из которых обе основаны на глубинном страхе.
Дайер со своей теорией «естественной демократии» отлично попадает в мейнстрим нынешней ультралиберальной политической парадигмы, заявляющей о необходимости отбросить всё то, что вело человечество на протяжении последнего десятка тысячелетий: представления о чести, достоинстве и даже самом добре. Новая Архаика должна всё это отменить, уравняв героическое и ничтожное, заменив табуированием разумность, как это уже происходит в «развитых странах» с вопросами пола, семьи, религии, юстиции, взгляда на историю (список можно продолжать). Некоторые предполагают, что при переходе к Новой Архаике придётся физически уничтожить весь культурный комплекс, накопленный к настоящему моменту человечеством. Что-то из этого, вроде уничтожения неугодных памятников, мы уже видим, но примеры идут дальше. Возможно, скоро на улицах заполыхают костры из «неправильных» книг — хотя, скорее, верх возьмет намеренное оболванивание, когда не нужно жечь книги, если можно сжечь мозг — наркотиками и принудительным весельем, тогда не возникнет никакого желания читать и узнавать. Показательно, что будущий вице-президент США Камала Харрис поддерживает легализацию наркотиков — как и сами наркотики.
В такой системе знание сведётся к тому, что прививается насильно, задалбливается в качестве короткого священного стиха или оберегающей мантры. На подобном фоне бессознательное, животная психика человека сможет проявить себя, не сдерживаемая культурой или историческим знанием. Человек не исторический в технологической среде, конечно же, может существовать только как рыбка в аквариуме или хомячок в клетке, ведь осознанно управлять окружающей его техникой он не может, и срок жизни ему будет отпущен ровно такой, какой необходим для услаждения его хозяев.
В Новой Архаике будут «охотники» — и будут «шаманы» (нет, не жрецы, потому что жрец предполагает наличие Бога, а Бога в таком мире не будет, останутся мелкие божки, которых придётся ублажать: богиня экологии — Темная Мать, бог гендерного предпочтения, бог наркотического веселья — Have a nice trip). Шаманы от медицины, шаманы от образования, шаманы от информации в Новой Архаике будут организовывать (кстати, потихонечку уже организуют) встречи рядовых членов племени с этими божками.
Сил и умения для организации такого будущего человечества затрачено немало, неспроста такой маститый эксперт, как Дайер, не стесняется нести свое полешко в этот костёр, а ведь это и есть тот костёр, который описан Достоевским в эпизоде о Великом Инквизиторе. Когда упивающийся злом иерарх мечтает о власти над людьми, которые стали животными, отказавшись от разума и свободы в пользы удовольствий и безответственности. При этом западные ученые гуманитарии не поднимают свой голос против наступления этого нового фашизма — гораздо худшего, чем его гитлеровский предшественник, потому что при нынешних технических и информационных условиях подавление душ и мыслей может быть значительно надежней, чем во времена Третьего Рейха.
Почему западные эксперты об этом молчат? Может, подобно Адаму Гопнику, пребывают в иллюзии, что творящаяся вакханалия — это всего лишь судороги, вызванные неким неадекватным популизмом? Ошибкой, которая привела в Овальный кабинет Трампа? Уйдет ошибка — уйдёт и ультралиберальная реакция, а «стражи демократии» вновь встанут у кормила и всё будет по-людски? А может, концепция и его, и Гвина Дайера — это все лишь правая и левая рука надвигающейся на человечество тьмы.
Так что, неужели всё безнадежно и тьма необорима? И единственный выбор — это подчиняться или подчинять, а свобода иллюзорна? Конечно, нет. Достоинство человека — в том, чтобы не продавать себя, уважать культуру и традицию, а к пропагандистским потугам всякого рода шаманов относиться с толикой здорового презрения. Это труднее, чем следовать за дудочкой тайны и авторитета всякого рода гопников, дайеров и харрис. Но радости и перспективы в этом гораздо больше. Кстати, и чуда тоже.
Комментарии читателей (1):
Как же на страхе: если бы это было так, то архаичные сообщества попросту бы не выжили, поэтому означенные категории основаны на глубоком знании окружающей Природы и здравом смысле, которого явно не хватает более, чем многим из ныне живущих
"На подобном фоне бессознательное, животная психика человека сможет проявить себя, не сдерживаемая культурой или историческим знанием"
Животная психика прежде всего сдерживается Разумом индивида, которого судя по нынешнему состоянию дел наблюдается изчезающе мало, по какой причине и преобладает животный тип психики: хап-хап, ням-ням, трах-трах, а у тех, кто "обкатан" культурой Разум тоже явно не преобладает и они по факту являют собой зомби, не способного в нужный момент выйти за пределы своей "обкатки" культурой, что в обеих случаях представляет в век переразвитой технократии угрозы для существования цивилизации
"Почему западные эксперты об этом молчат?"
Молчат не только западные эксперты, молчат об этом и российские т.н. "эксперты" по причинам указанным выше
"Достоинство человека — в том, чтобы не продавать себя, уважать культуру и традицию, а к пропагандистским потугам всякого рода шаманов относиться с толикой здорового презрения"
Прежде, чем говорить о достоинстве человека, надо разобраться, что есть человек: Человек состоявшийся — это воля, реализующая творческий потенциал под властью диктатуры совести. Нет хотя бы чего-то одного — совести, воли, творческого потенциала — нет человека, есть человекообразная нелюдь. Если эта нелюдь не развивается в направлении «стать человеком», то она существует в пределах Божиего попущения, и что бы с нею не случилось — заслужено.