После того, как утром 17 декабря директор Зала печати Святого престола Маттео Бруни заявил, что «сегодня в 9 часов 30 минут (по римскому времени) монсеньор Клаудио Гуджеротти, бывший апостольский нунций в Беларуси, встретится в качестве специального посланника Святейшего отца с президентом Республики Беларусь господином Александром Лукашенко, чтобы выразить заботу Святейшего отца и его обеспокоенность нынешней ситуацией в стране», многие аналитики задались вопросом, с чем связан этот визит и какую миссию исполняет Гуджеротти, действующий апостольский нунций в Великобритании.
На первый взгляд, спецпосланник папы Римского Франциска должен был, как предположили до и после его встречи с Лукашенко, обсудить судьбу находящегося в изгнании главы Католической церкви в Белоруссии архиепископа Тадеуша Кондрусевича и возможную кандидатуру его преемника. Однако в официальных сообщениях фамилия Кондрусевича и эта тема не упоминалась. Определенную интригу добавила протокольная съемка начала переговоров белорусского президента и нунция, которые от радости сияли, как две рождественские елки. Обращаясь к сидящему напротив него Гуджеротти, по левую руку которого располагался загадочный большой черный портфель, Лукашенко говорил: «Я очень рад, что Его Святейшество папа Франциск направил Вас сегодня в Беларусь. Мне приятно с Вами встретиться, у меня хорошее впечатление осталось от встреч, переговоров, разговоров с Вами, когда Вы служили. Ну, я всегда говорил, что нынешний папа Франциск, наш папа Римский, это, с моей точки зрения, это народный человек. Это меня очень прельщает». На что тут же отреагировал нунций: «Он будет звонить сегодня вечером мне».
Учитывая, что вместе с Гуджеротти и Лукашенко в кабинете присутствовал глава МИД Белоруссии Владимир Макей, речь явно шла не столько о ситуации с Католической церковью в республике, сколько о межгосударственных отношениях. В случае с Ватиканом и Минском в его постсоветской истории они были активизированы в июне 2008 года, когда состоялся визит в Белоруссию государственного секретаря Святого престола кардинала Тарчизио Бертоне, который был принят Лукашенко. Как отмечает доктор исторических наук Эдмунд Ярмусик, «итоги визита кардинала оказались впечатляющими: было принято решение начать подготовку конкордата, регулирующего правовое положение РКЦ (Католической церкви — С.С.) в Беларуси. Кроме того, папе было направлено ответное приглашение посетить Беларусь. 27 апреля 2009 года состоялись официальный визит президента Александра Лукашенко в Ватикан и его встреча с папой Бенедиктом XVI. Белорусско-ватиканским отношениям был дан новый импульс». Однако вскоре оказалось, что понтифик не вполне оправдал надежды Минска. В ноябре 2011 года Лукашенко заявил председателю Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Курту Коху, что «ожидает от Ватикана более активной позиции по защите интересов Беларуси на Западе».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Новый поворот состоялся уже при вошедшем на престол в 2013 году папе Франциске. Президент Белоруссии нисколько не лукавил, называя его в разговоре с Гуджеротти «нашим папой Римским» и «народным человеком». В мае 2016 года по итогам посещения Ватикана и общения с понтификом Лукашенко заявил: «Мы близки с ним идеологически, у нас одинаковые принципы и взгляды на мироустройство, на развитие, на те принципы, которые я проповедую как президент — так случилось, что они полностью совпадают с принципами, которых папа Франциск придерживается. И на основании этого у нас состоялся очень душевный, теплый и приличный разговор. Он очень хорошо осведомлен о ситуации в Белоруссии — как среди католиков, так и среди православных — основных конфессий. Он очень хорошо знает о том межконфессиональном согласии, которое царит у нас, о ситуации в социальной сфере, в экономике — абсолютно сведущий, живой человек. И прямо сказал: «Да, я должен побывать в Белоруссии». И я высказал такую крамольную мысль, что пора приехать в Белоруссию и вместе с нашим патриархом встретиться с нашими жителями».
Лукашенко и самого себя считает «народным человеком», который выстроил в республике инклюзивный капитализм. Это близко Франциску, рассматривающему инклюзивный капитализм, как средство построения «целостного человеческого благосостояния», в качестве противовеса «экономическим моделям, вытесняющим определенные категории людей и углубляющим пропасть между богатыми и большинством». Но сейчас единомышленник папы переживает сложные времена, пытаясь удержать власть. Святой престол не в силах помочь Лукашенко кредитами или дивизиями, но кое-что сделать для него может. При условии, конечно, первичной инициативы белорусского президента Святой престол мог бы объявить о завершающей стадии переговоров о заключении конкордата между Ватиканом и Минском и представить рассчитанную на несколько месяцев или год «дорожную карту», завершением которой станет подписание соглашения, что поможет снизить давление на Лукашенко со стороны США и Европейского союза, прежде всего, Польши. А время — это именно то, что сейчас нужно президенту Белоруссии, чтобы собраться и перестроить свои силы. Помимо того, конкордат станет прорывом дипломатической изоляции Минска хотя бы на западном направлении, что уже немало.
Комментарии читателей (0):