Нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время к власти в Минске придет оппозиция. Напротив, между продолжающимися в Белоруссии процессами и тем, что происходило на Украине в 2014 году и в Армении в 2018 году, большая разница, пишет профессор Московского государственного института международных отношений Андраник Мигранян в статье, вышедшей 2 сентября в The National Interest.
Во-первых, президент Александр Лукашенко — человек очень крепкий и волевой, готовый удерживать свою власть до конца. В отличие от других постсоветских лидеров, ему одному хватило духа сохранить весь белорусский производственный сектор. В соседних же странах — Эстонии, Латвии, Литве — промышленность была полностью ликвидирована. В результате значительная часть их населения, особенно молодежь, ищет работу в Западной Европе.
К тому же Лукашенко борется не только за свою власть, но и прекрасно понимает, что если уличные толпы придут к власти, это будет знаменовать собой конец республики. Более того, Лукашенко единственный, кто, используя российские миллиарды, смог спасти фабрики, рабочие места и общее благосостояние граждан республики.
Во-вторых, ему удалось сохранить лояльность почти всей своей политической команды и силовиков. Насильственная смена власти в Грузии, Армении и на Украине увенчались успехом благодаря серьезному разделению внутри элитных групп. Как только эти разногласия стали очевидны, силы безопасности заявили, что не будут защищать нынешнюю власть репрессивными действиями. Лукашенко не в таком положении.
В-третьих, Россия, пусть и с небольшим опозданием, высказалась в защиту Лукашенко. И президент России Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров признали, что выборы, вероятно, не были идеальными и, возможно, включали некоторые нарушения, но их послание было ясным: победа Лукашенко не подлежит сомнению, и поэтому Москва считает его законным президентом.
Наконец, несмотря на то, что оппозиция собирает десятки, даже сотни тысяч на улицах против Лукашенко, она не может прийти к власти, потому что, в отличие от Грузии, Украины и Армении, ее нет в белорусской политике на институциональном уровне. У нее нет серьезных политические лидеров или политической партии, которые были бы представлены в парламенте. Не сформировали они также и институты гражданского общества.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
На этом фоне актуален вопрос, что ждет Белоруссию в ближайшие дни и недели. По мнению эксперта в области международных отношений, влияние России будет решающим для разрешения политического кризиса в республике. Некоторую ясность в то, как будут развиваться события в Минске, внесет сентябрьская встреча Лукашенко и Путина, а не действия США и стран Европы. Кроме того, едва ли можно считать, что поддержка США глав МИД ЕС по способствованию «посредническим процессам», как это предположил директор Евразийского центра Атлантического совета и бывший посол США на Украине Джон Хербст, увенчается успехом. Скорее, наоборот.
Скорее всего, на встрече с Путиным Лукашенко будет предложена дорожная карта с конкретными шагами — принятие новой конституции и досрочные выборы. Скорее всего, этот процесс займет около двух лет. Такой подход должен успокоить протестующих в Белоруссии. Впоследствии Лукашенко займет, по мнению Миграняна, должность, созданную специально для него в едином Союзном государстве. За эти два года Россия подготовит достойного лидера, который сможет наконец реализовать цели Лукашенко, провозглашенные двадцать шесть лет назад.
Учитывая такое развитие событий, Россия не посчитает себя обязанной вводить войска в республику. Как и в случае с Арменией, в уличных протестах оппозиции в Белоруссии нет геополитического аспекта. В отличие от Грузии и Украины, граждане республики не выбирают между Россией и Западом. Конечно, есть небольшие группы людей на западе страны, которые хотели бы разыграть эту карту, но на самом деле они представляют ничтожное меньшинство. Могут ли быть санкции против России в связи с урегулированием белорусского кризиса и еще большей интеграцией между Россией и Белоруссии?
Очевидный факт заключается в том, что Россия больше не боится никаких санкций со стороны Запада. Их было более чем достаточно. Сегодня на Западе нет единства. Соединенные Штаты находятся в глубоком внутреннем и внешнеполитическом кризисе из-за попыток президента Дональда Трампа изменить парадигму внешней политики своей страны. Даже угроза санкций против «Северного потока — 2» не имеет шансов на реализацию, не говоря уже о нескольких других предложениях посла Хербста, изложенных в его статье в The National Interest.
Читайте также:
Как показали недавние массовые демонстрации в Берлине, не Ангела Меркель или Трамп, но Путин является настоящим кумиром для многих граждан ФРГ, и требования подлинной независимости и суверенитета Германии от Соединенных Штатов вместо ее полуколониального статуса не дадут канцлеру Меркель возможности, даже если бы она захотела, поддаться шантажу и угрозам из Вашингтона. Следовательно, как говорится, что потеряешь в одном, выиграешь в другом. Сейчас есть все перспективы как реализации российских экономических проектов, так и более глубокой интеграции России и Белоруссии в единое государство, нравится это Западу или нет.
Комментарии читателей (34):
"На волнах Орды чуть подлиннее рубрика «Экономическая интеграция России и Белоруссии без соплей и розовых очков».
Дорогие друзья, добрый день, сейчас будет длинно и с фактурой, поэтому если вы подписались на нас ради мемов и видео с дерущимися неграми – закрывайте текст и возвращайтесь к прямым рабочим обязанностям, а мы с остальными пока погнали.
Как вы знаете, усатому белорусскому генератору случайных политических заявлений по имени Аляксандр некоторое время назад сменили прошивку – и теперь он снова выдаёт вполне разумные вещи про информационную и политическую агрессию против РБ со стороны Европы.
И сегодня даже пообещал сохранить «общее Отечество от Бреста до Владивостока». Конечно же, совместными усилиями с Владимиром Путиным, потому другого политика, которому можно доверять, в Белоруссии сегодня попросту нет, включая, кстати, и самого Аляксандра, который тот ещё картофельный флюгер.
После приятных российскому слуху заявлений экспертное сообщество уже успело намокнуть мечтами о скорой полномасштабной интеграции двух экономик в рамках реанимируемого Союзного Государства. И тут мы такие – хоба!
Сейчас снова будем учить вас плохому.
Вообще, дорогие друзья, если бы интегрировать Белоруссию в РФ было просто и приятно, мы бы уже давно гуляли в обнимочку. В действительности вопрос интеграции – очень проблемный, многоуровневый.
Но давайте упростим. Давайте не будем сейчас подробно останавливаться на политическом переподчинении, потенциальной свадьбе российского и белорусского силовых блоков и новом территориальном делении.
Возьмём лишь наиболее очевидные экономические аспекты.
Например, обрабатывающую промышленность, которая составляет около 25% ВВП Белоруссии. Красивая жизнь белорусской обрабатывающей промышленности описывается следующей схемой:
· Делай два – снижаем себестоимость промышленной продукции за счет дешевого сырья и прямых субсидий из бюджета (13%);
· Делай три – конкурируем за счет низкой цены (и выбивания контрактов в нашей оборонке, например) с российской промышленностью на российском же рынке;
· Делай четыре – собираем налоги на внешнеэкономическую деятельность и проводим очередной шабаш переговоров с песнями и плясками по цене на энергоносители и экспортные пошлины на нефть с Россией.
· Круг замкнулся.
Так вот, если из этой схеме изъять Батьку, который усами ежегодно выторговывает преференции для белорусской отрасли, то эти 25% ВВП сразу попадают в неслабый кризис ввиду нежизнеспособности в условиях реальной рыночной конкуренции. Зарплаты у белорусов, разумеется, никто не отнимет – самоубийц у нас нет – но придётся финансово поддерживать на плаву, например, деревообработку и металлообработку, и искать под них новых заказчиков как на внутреннем (а он занят), так и на внешних рынках.
Видим, вы уже засыпаете, дорогие друзья, тогда вот вам формулировочка попроще и в лоб: в случае быстрого вступления РБ в Россию местная лубочная экономика с её сравнительно некрупными производителями, во-первых, лишится российского финансового допинга, а, во-вторых, получит крутого конкурента в лице российского бизнеса. От быстрой и энергичной интеграции соседняя страна, вполне вероятно, испытает мощный экономический шок, после чего отправится в кому, как после омского чая.
Теперь к частностям.
Практически все эти предприятия (кроме половины МНПЗ в руках нашей Славнефти) находятся в государственной собственности. А на примере Крыма мы знаем, что происходит с государственными предприятиями при присоединении к России нового субъекта. Они становятся региональной собственностью, в особых стратегических случаях – сразу федеральной.
Представим, что снова произошло чудо, и все крупные предприятия на первом этапе избежали участи стать федеральной собственностью и влиться в Роснефть, Ростех и прочие разные Интер РАО с Россетями.
Начнём с того, что крупнейшие предприятия расположены в разных областях. Металлургия и машиностроение – Гомельская и Минская области, НПЗ – Витебская и Гомельская, удобрения – Минская и Гродненская, а Брестская и Могилёвская области и вовсе без крупной промышленности. А значит каждый региональный собственник по отдельности будет слабее консолидированного собственника всей белорусской промышленности, который есть сейчас.
Внимание - вопрос. Кто-нибудь может придумать, что в этом сценарии получают уважаемые люди, которые контролируют эти объекты сейчас от имени белорусского государства? Почёт? Уважение? Благодарность руководства и орден? Нам вот предварительно кажется, что дай бог бонусы годовые получат, если нормальные трудовые договоры оформить успеют. И всё это в благодарность за годы тяжкого труда на благо народа.
Итого получаем ещё один важнейший фактор – при сохранении государственной собственности на промышленные предприятия белорусская элита от объединения с Россией получает от мёртвого осла уши, просто теряя контроль над крупнейшими предприятиями и финансовыми потоками.
По правилам рынка более крупная российская экономика будет интегрировать по своим лекалам более мелкую белорусскую (не наоборот же). С точки зрения рядовых труженников и мелких предпринимателей это даже неплохо – они потенциально получают выходы на крупнейший европейский потребительский рынок, на котором смогут конкурировать, подогнав продукцию под российские стандарты.
А вот эффективным управленцам белорусских госкомпаний, именно самой верхушке, придётся сдавать ярлычки на местное княжение и быть в новых реалиях просто одними из. Потому что настоящих (а не дотационных) конкурентных преимуществ у белорусского госбизнеса на общем рынке сегодня нет и в обозримом будущем не предвидится.
Если не брать в расчёт политическую верхушку, то именно крепкие белорусские госхозяйственники сегодня наиболее заинтересованы в торможении интеграционных экономических процессов.
Из чего мы сейчас сделаем необычный вывод, дорогие друзья.
В случае с РБ постепенная и наименее болезненная экономическая интеграции с Россией возможна только после планомерной приватизации крупных национальных производств в Белоруссии, которые затем отдельно и с учётом экономических реалий могли бы обсуждать с российской стороной встраивание в единые производственные цепочки. Разумеется, под строгим контролем Москвы и Минска, чтобы ни шагу вправо или влево.
Но выделять дополнительные финансовые средства в достаточное суровое для мировой экономики время на поддержание соседской управленческой бутафории в первозданном (и по всем экономическим показателям неэффективном) виде возможности сегодня нет.
Как-то так. Мяу."
Воооооооот.
Нууууууу, а наше экспертное сообщество "Рекса", и в лице комментаторов тоже, - кааааааак дууууууумает, ааааа? Правы авторы канала - или они канальи?
Ааааааа?