Еще в начале года, как сообщал ТАСС, Минфин РФ разместил на своем портале уведомление анонсирующее начало разработки законопроекта, который определит особенности работы в России филиалов страховых и перестраховочных компаний из других стран — членов Всемирной торговой организации (ВТО). Дело в том, что присоединение к ВТО обязывает Россию к выполнению ряда условий, в частности — необходимо разрешить страховщикам и перестраховщикам из стран — членов ВТО работать на территории РФ через филиалы с 22 августа 2021 года. Сейчас на российском рынке имеют право работать только дочерние компании иностранных страховщиков, то есть те, кто зарегистрирован в российской юрисдикции и соответственно работает по российскому законодательству. Разрешение на работу филиалов — это, по сути, либерализация законодательства. Российские страховые компании теоретически также могут работать на зарубежных рынках — для открытия филиала или дочерней компании за рубежом им придется получать разрешение ЦБ по аналогии с существующей процедурой для банков. В Минфине РФ отмечали, что сейчас процедура надзора и контроля за филиалами и дочерними компаниями российских страховщиков и брокеров за пределами РФ отсутствует, поэтому введение нового механизма позволит усилить «контроль за многонациональными предприятиями в рамках планируемого присоединения Российской Федерации к Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям 1976 года».
На днях по сообщению портала Финмаркет стало известно, что филиалам иностранных страховщиков после допуска на российский рынок якобы запретят работать в обязательных видах страхования, но допустят к ОСАГО. Кроме того, предполагается установить ограничения для них на работу с гостайной, что совершенно логично, а также на заключение договоров страхования, где используются средства федерального или муниципальных бюджетов, а соответственно, и на участие в тендерах по выбору страховщиков, если премии финансируются из бюджетных средств. На филиалы иностранных страховых компаний будет распространяться законодательное требование о передаче Российской национальной перестраховочной компании 10%-ной цессии по рискам, подлежащим перестрахованию. Точно такое требование в настоящее время установлено для российских страховых компаний.
Между тем, отметим, что с учетом низкой маржинальности зарубежных рынков, в том числе рынка страховых услуг, иностранным филиалам будет выгодно работать в России и без доступа к бюджетным средствам, а потому стоит ожидать достаточно большого притока этих компаний на российский рынок, тем более что сегодня уже почти нет той сферы, в которой компании и частные лица не прибегали бы к страхованию тех или иных рисков — помимо страхования жизни, здоровья, жилья, автомобилей, существует широкий ряд других страховых продуктов в сельском хозяйстве — эта отрасль, заметим, занимает одну из ключевых в экономике России, в отличие от многих европейских стран. А если заглянуть в недалекое будущее, стоящее у нас на пороге, то несложно рассмотреть в нем зарубежные так сказать альянсы страховых и кредитных продуктов производителей новой техники и оборудования, высоких, умных технологий, например, тех же электрокаров, что позволит всё больше и быстрее вытеснять с российского рынка традиционных отечественных производителей, тем самым всё больше получая контроль над российской экономикой, но и, тем не менее, способствуя обновлению средств производства.
Рядовые «страховки» давно, особенно на Западе, превратились в комплексные продукты. Для понимания комплексности страховых услуг можно провести аналогию с финансовыми продуктами. Ведь не зря же именно ЦБ регулирует деятельность и банков и страховых компаний.
В России иностранные филиалы, как мы отметили выше, в силу низкой маржинальности своих родных национальных рынков, вполне могут довольствоваться невысокими потребностями, что позволит им и в плюсе оказаться и составить высокую конкуренцию российским страховщикам. Понятно, что наших отечественных особенно небольших страховщиков это может привести к краху. Но для рядовых граждан расширится доступ к недорогим страховым продуктам, то есть — сами «страховки» могут стать дешевле. Правда, при этом совершенно непонятно, каким образом, в случае возникновения спорных ситуаций, застрахованные лица, то есть потребители страховых продуктов иностранных филиалов, смогут уладить возникший спор. В рамках международного законодательства? По законам страны головной компании филиала или в соответствии с российским законодательством? В любом случае, чтобы не попасть впросак, нужно будет внимательно изучать договор со страховщиком!
Надо сказать, что иностранные страховые филиалы придут с одной стороны на непаханое российское поле, где страховщики до сих пор работали «по старинке» и в расслабленном режиме, реализуя в большинстве случаев традиционные страховые продукты, пытаясь, в том числе, в погоне за прибылью продвигать те или иные законодательные инициативы, ну, а с другой стороны — они придут на поле, где место под солнцем для них было зачищено. Ведь, ЦБ РФ проводил зачистку не только банковского рынка, но и страхового, и чистка еще продолжается.
Приход иностранных филиалов страховых компаний — может быть не единственным сюрпризом от вступления в ВТО. Вслед за зарубежными страховщиками, скорее всего, на российский рынок придут филиалы иностранных банков, которые и вовсе могут выбить с рынка оставшихся на нем российских игроков. То есть «благое» дело ЦБ по зачистке российского финансового рынка в том или ином виде еще продолжит жить, на этот раз — зачистка будет иметь вполне рыночное лицо или предлог — конкуренцию.
Не стоит полагать, что на банковской «поляне» выкосит только небольшие банки. Может пострадать и основной игрок финансового рынка — Сбербанк, каким бы странным на первый взгляд не показалось это утверждение! Слишком уж привык монополист к высоким ставкам по кредитам. В то время, как иностранные банки за рубежом, порою, имеют отрицательные ставки. Россия для них просто золотое дно, даже, если они предложат ставку по кредитам в 2%!
До сих пор Сбербанк справлялся с конкурентами известными тривиальными способами, но тут на рынок выйдут непростые конкуренты, за спиной которых будет международное сообщество, на рынках которого маржа составляет всего-то 1−1,5%. Сегодня Сбербанк — лидер не только на рынке финансовых услуг, но и один из лидеров рынка страховых услуг, так что удар по Сбербанку может быть двойным.
Предположим даже, что международное сообщество и вовсе не видит в лице Сбербанка конкурента, скорее, видит маховика, накопившего отрицательную энергию, которая и позволит иностранным филиалам финансовых организаций достаточно быстро завоевать российского клиента, причем без особых усилий во всех рыночных нишах, которые вполне по своим масштабам превосходят бюджетные ассигнования. Наиболее активным, подвижным, гибким и имеющим среди своих клиентов по большей части молодежь, банком на российском рынке являлся Тинькофф банк. Думается перечисленные свойства характера банка и являются его конкурентными преимуществами перед другими, в том числе Сбербанком, и в будущем Тинькофф банк вполне мог бы «поиграть» с иностранными филиалами в их «игру», но увы и с этим банком случились известные всем проблемы.
В странах с развитой экономикой банки ходят за клиентами. В России клиенты не могут найти банки с доступными кредитами, экономика всё это время пребывала в состоянии ожидания инвестиций, и вот, по сути, эти инвестиции хлынут на рынок, главное, чтобы потом вся экономика страны не осталась в залоге у банков!
Комментарии читателей (1):
Странная логика: сперва "инвестиции хлынут", а затем "вся экономика страны останется в залоге у банков". Наших граждан практика никогда ничему не учит ровно до тех пор, пока не начнет возить фейсом по столу, или, скажем, по асфальту, что действенней, после чего все поднимают вопли на тему, да мы же хотели, как лучше и начинается самобичевание всеми доступными и не доступными для здравого разсудка способами, вместо того, чтобы организовать своё, родное и хлынуть на рынки забугорные: воистину, средства у нас есть, у нас мозгов нет по определению