Последние несколько лет власти научились, наконец-то, управляться с общественным мнением. Как оказалось, формула весьма проста – некую вполне реальную проблему поднимают СМИ и/или интернет-сообщества, если тема «раскручивается», то её эффектно решают. Прочие благополучно сливаются в утиль. Небольшой процент резонансных, но неудобных публикаций купируют через несколько дней ярким свежачком. Ради интереса посчитайте, сколько тем одновременно могут уместиться в выпуски новостей или выйти в топ интернета. Максимум десяток. Из них статус «резонансных» обретут одна-две за месяц. Плюс качественный хайп может держаться несколько недель, оттягивая на себя львиную долю общественного внимания. Итого пара-тройка миллионов рублей «компенсаций пострадавшим» на целый месяц делают власть мудрой и отзывчивой. При этом сотни миллионов или даже миллиарды, потраченные без должного освещения, не только бесполезны для авторитета, но даже вредны, так как всегда найдётся желающий поднять вой на тему «неизвестно куда уходящих наших денег». Разумеется, не обходится без накладок, когда поднятая проблема внезапно выходит на новый уровень, или оборачивается фейком, подделкой.
Процесс «раскрутки» с одной стороны очень прост, но с другой невероятно сложен. Это давно и хорошо знают продюсеры кино, телевидения и шоу-бизнеса. Почему какой-то клип, по всем параметрам явный «середнячок», вдруг становится хитом, а добротная работа проходит незамеченной? Я впервые задумался об этом ещё в детстве, когда рассказал анекдот и вызвал гиперположительную реакцию в виде долгого гомерического хохота. Воодушевлённый успехом я решил повторить опыт. Рассказчик тот же (я), аудитория качественно та же (пацаны с соседнего двора), ситуация похожа (обычный трёп на лавочке ни о чём). А в итоге пшик. Не, пару смешков мне удалось выдавить, но фурора не получилось. Много позже, уже став телевизионщиком, я нашёл ответ. И он оказался обескураживающим: это почти лотерея. Различные ухищрения и профприёмчики могут повысить процент выигрыша, но не гарантируют результат.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Разумеется, власти (и политические, и финансовые, и идеологические) не устраивало такое положение дел. Ну что это такое, вместо просчитываемого результата получается всего лишь некая вероятность?! Поиск решения привёл к вполне закономерному итогу, и на свет появилась скрытая громадина программы форматирования мозгов. Суть её незамысловата: вероятность попадания в «яблочко» повышается, если увеличить его размер. Очень подходит аналогия с биноклем, когда всё периферическое становится невидимым, отсекается, а нужный объект приобретает свойства безусловной доминанты. Академические наработки психологов по дрессировке нашего подсознания вытащили из сугубо научной сферы, накачали деньгами и создали набор инструментов для массового применения. И вот уже «проблемы» запаха изо рта, насморка, пятен и пр. стали отвоёвывать себе место в сознании обывателя.
Процесс этот довольно долгий, ведь мозги самого «обывательского» обывателя инстинктивно сопротивляются прямому давлению. Пришлось поначалу изворачиваться, маскируя рекламу под произведения искусства. Вспомните ролики двадцатилетней давности, да там же шедевры попадаются! Есть либо классическая схема (завязка-кульминация-развязка), либо короткие формы по типу анекдотов или шоковой «интересности». Агрессивная навязчивость рекламы постепенно отключала сознание с его здравомыслием, переводя воздействие в область подсознания. Так сформировались условные рефлексы. Сейчас уже не нужно хитрить, достаточно одной фразой обозначить «проблему» и тут же дать её решение. Лампочка загорелась – желудочный сок выделился. Ради интереса можно проделать такой мысленный эксперимент: что будет, если показать современный рекламный ролик двадцать-тридцать лет назад? Ответ: отторжение. Просто тогда сознание сразу бы обратило внимание на ничтожность «проблемы» и нелогичность её решения.
Побочным действием форматирования мозгов стали эффекты «клипового» мышления и «мозаичности» восприятия. Разумеется, это не могли не использовать власти, ведь появилась возможность прямой манипуляции во всех сферах обыденной жизни, и в первую очередь в политике. Сейчас есть набор штампов как универсальных, вызывающих вполне определённые реакции у всего общества, так и специализированных, предназначенных для манипуляции отдельными стратами. Прежде всего, это что-то катастрофическое. Далее, с большим отрывом, следуют: несправедливость разного генеза, сострадание вкупе с жалостью (к старикам, детям, животным), гордость за какие-либо достижения (спорт, наука, техника) и прочие эмоционально «заряженные» темы. Соответственно есть такой же набор штампов решения проблем. Пострадавшим в катастрофе – денежные компенсации, обиженному чиновником «маленькому человеку» – помощь с самого верха, и т. д. и т. п. Ещё один побочный, но очень полезный эффект, это маскировка непопулярных и потенциально резонансных решений за поднявшейся по другому поводу шумихой. Пожалуй самый яркий пример, это отмена выборов губернаторов на фоне теракта «на Дубровке». Казалось бы, какая связь? Но прокатило без проблем.
Как и в случае с рекламными роликами, технология массового манипулирования сейчас быстро обретает черты примитивного прямого воздействия, без излишеств. И народ это потребляет, уже не задумываясь. Подавляющему большинству просто не интересны ни завязка, ни развязка, ни какие-то протяжённые во времени последствия, ни прочие сопутствующие обстоятельства. Нужны сразу кульминация и мгновенная положительная реакция власти.
Для пущей эффективности всё должно быть чёрно-белым, без полутонов. Пострадавшие и жертвы должны быть стопроцентными, даже без намёков на собственную вину. С героями то же самое. Тут, правда, кроется причина пусть и редких, но чувствительных провалов. Можно вспомнить историю с пропавшей девочкой, которую искали всем миром, даже из соседних городов приезжали волонтёры, а оказалось, что её убили собственные «безутешные» родители. И что? А ничего! Тема была быстренько оттёрта из топа и благополучно забыта. А вот созданные «на волне» фонды и общественные объединения остались, исправно получая финансирование. «Бинокль» перевели на новый объект, и предыдущий полностью исчез из поля зрения. Напомню, что форматированное мышление не способно проявлять интерес к уже «пережёванной» теме.
Есть у любителей зимней рыбалки такое выражение: «обурили». Это когда у кого-то клюёт, а вокруг появляется куча желающих «случайно» именно тут пробурить свою лунку. Как правило, на этом рыбалка и заканчивается. НО! Если первый чисто наудачу наткнулся на клёвое место, то второй и третий с большой долей вероятности успеют воспользоваться его находкой. А вот все остальные уже не только сами ничего не получат, но и первым трём испортят рыбалку. Приведённый пример наглядно иллюстрирует происходящее в масс-медиа. Если грохнулся самолёт, то непременно появятся «последователи». Если пропал ребёнок, то эпидемия поисков охватит и другие регионы. «Посадка» чиновника также будет сопровождаться аналогичными процессами. Такие примеры привели к появлению ложной теории «парных случаев». Просто в область фокуса интереса попали схожие объекты. Но вот третий-пятый-десятый эпизоды уже потеряют свою привлекательность.
Что же будет дальше? О чём, собственно, статья? Рассмотрим тренд дальнейшего развития технологий манипулирования массами. До совершенства технологии уже не очень далеко. Максимальная эффективность может быть достигнута лет через двадцать, когда вымрет или станет неактивным поколение сформированных думающих личностей made in USSR. График скорости развития стандартный для большинства процессов: медленный рост - быстрый рост - замедление роста - «полочка» - начало скатывания вниз - обрушение. Желающие могут найти похожий или сами нарисовать. Мы сейчас находимся в фазе «Быстрого роста» и приближаемся к фазе «Замедления». Эта следующая фаза будет характеризоваться отсутствием принципиально новых изобретений, шлифовкой испытанных приёмов и продлится не очень долго, несколько десятилетий. Следующая, «Полочка», может быть довольно длительной, вплоть до сотен лет. Свойства будут подобными свойствам современной рекламы, т. е. использование простых условных рефлексов. Ещё дольше может продолжаться фаза «Деградации». «Обрушение» будет неожиданным, спровоцированным внешними или внутренними факторами.
Вот такая безрадостная картина. Но есть надежда, что параллельно развивающиеся процессы экономической, энергетической, социальной и экологической деградации обрушат современную управленческую систему намного раньше, чем общество окончательно превратится в «собачек Павлова».
Комментарии читателей (0):