История с санкциями против России вообще довольно мутная, потому что риторика про санкции очень жесткая, а сами санкции страшными назвать нельзя. 142 чиновника внесено в санкционные списки, т.е. им нельзя иметь финансовые активы в США и Европе. Плюс ограничен экспорт в Европу и США продукции ряда оборонных предприятий. (Насколько серьезны эти ограничения мне сложно судить.) Самой действенной мерой был запрет банковскому сектору США и Европы кредитовать российские компании. Но тут похоже что-то поменялось (см. диаграмму).
Источник - ЦБ, млн. долларов.
На диаграмме показан объем инвестиций нерезидентов в долговые инструменты российского частного (нефинансового) сектора (имеются ввиду компании). Это сальдо, т.е. инвестировано в долговые инструменты минус погашено российскими заёмщиками. В 2011-2013 годах объем инвестиций в долговые инструменты частного сектора составлял в среднем 7 млрд. долларов в квартал, т.е. около 30 млрд. долларов в год.
В 2014 - 2016 годах сальдо инвестиций находилось ниже нуля. И вдруг во 2-м квартале 2017 года объем инвестиций вдруг резко подскочил. Возможно это временный всплеск, но скорее всего тема с санкциями выдохлась. Теперь смотрите доходность по российским облигациям
Она упала до предкризисного уровня. Видите, на диаграмме доходность в конце 2013 года была на уровне 7,3%. В начале 2014 года Белый Дом сказал "мочим русских" и доходность подскочила до 17%. Сейчас опять вернулась к уровню конца 2013 года. Доходность по облигациям характеризует страновые риски. Короче, санкции - всё, осталась одна риторика.
Здесь необходимо сделать оговорку о том, что когда частный сектор кредитуется у нерезидентов это ненормально. Кредиты нерезидентов не могут быть источником роста экономики. Нет примеров в истории чтобы экономика какого-либо государства выросла на кредитах нерезидентов. Источником денег для бизнеса в нормальной стране является собственный банковский сектор. Когда бизнес начинает кредитоваться за рубежом, это явно указывает на дисфункцию либо банковского сектора, либо ЦБ.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Если, например, США запретят своим банкам кредитовать китайцев, китайские компании об этом просто не узнают. Но у нас в стране, как все мы хорошо знаем, реальные ставки составляют 6% (во всем мире 0%), что, наверное, мировой рекорд (источник). Соответственно банковский сектор предлагает условия кредитования при которых конкурентный бизнес в торгуемых секторах невозможен и частный сектор вынужден кредитоваться за рубежом, что, кстати, создаёт колоссальные риски и для отдельных компаний и для экономики в целом.
Комментарии читателей (1):
Спектакль с "санкциями" нуден для маскировки марионеточного курса.