Нерушимая дружба Литвы и Белоруссии
Белоруссия продолжит сотрудничество с Литвой, в том числе в отношении транзита китайских грузов. Об этом стало известно по итогам встречи глав минтранса Литвы и Белоруссии, которая состоялась 15 декабря в литовском Друскининкай. Резкие заявления президента Литвы Дали Грибаускайте в отношении строительства БелАЭС не стали препятствием для этого.
Литовская сторона надеется на белорусские и китайские грузы и готова предоставить удобные условия для транзита.
«Литва и Белоруссия готовы предоставить китайским международным поездам конкурентоспособные услуги для транзита в Европу. Наблюдая за быстро растущими потоками грузов, компания «Литовские железные дороги» готова предложить дополнительные мощности перевозок и погрузки на терминале в Шяштокай», — заявил министр транспорта и коммуникации Литвы Рокас Масюлис.
Белоруссия в свою очередь уверена, что у Литвы есть все шансы замкнуть на себе большую часть китайского транзита, который из Клайпедского порта и перевалочной железнодорожной станции Шяштокай пойдёт дальше в страны ЕС и Скандинавии.
Белоруссия и Литва также обсудили расширение проекта контейнерного поезда «Викинг» — стороны намерены «заинтересовать этим проектом скандинавские страны» и укрепить его положение в регионе Чёрного моря.
Несколькими днями ранее, 13 декабря, в интервью газете «Литовский курьер» посол Белоруссии в Литве Александр Король заявил, что Белоруссия может уйти из Клайпедского порта на фоне заявлений литовской стороны о «нежелательности» сотрудничества с республикой.
Руководство Белоруссии уже не раз выражало публичное недовольство и угрожало перевести белорусский транзит из Клайпеды. Основной причиной этого является истеричная позиция Литвы по строительству Белорусской АЭС. Станцию называют «опасной», более того, принят закон, который запрещает попадание электричества с БелАЭС в литовские сети. Официальный Вильнюс просит Еврокомиссию повлиять на Минск и остановить строительство, которое находится уже на финальной стадии.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Однако Белоруссия продолжает транспортировку грузов через Клайпеду, и политические заявления так и остаются «пугалками», не подкрепленными никакими реальными действиями.
Россия не теряет надежды на белорусские грузы
Тем временем Россия надеется убедить белорусских экспортеров нефтепродуктов отказаться от прибалтийских портов в пользу российских.
О том, что Россия готова снизить железнодорожный тариф, заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Белоруссии Александр Суриков.
«Мы готовы посмотреть на нашу стоимость стивидорских услуг в портах, сравнить с аналогичными услугами в литовских портах. То есть мы готовы пытаться сформулировать выгодное предложение для белорусских нефтепереработчиков и экспортеров», — сказал Суриков.
По его словам, Россия рассчитывает на то, что в 2018 году начнутся массовые поставки грузов — на уровне миллиона тонн для окончательной обкатки маршрута.
«Это нормальное конкурентное предложение, которое должно быть более выгодным, чем литовские условия», — заметил посол.
О том, что Белоруссия может экспортировать в 2018 году через порты России до 1 млн тонн нефтепродуктов при наличии благоприятных экономических условий, 8 декабря заявил председатель государственного концерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко. Одна из российских компаний уже приобрела две партии бензинов в общем объеме 72 тысячи тонн. Эти объемы будут поставлены в период с декабря 2017 года по январь 2018 года. Игорь Ляшенко отметил, что белорусская сторона уже заключила соответствующий контракт.
Ранее президент России Владимир Путин в ходе совещания о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России заявил о необходимости перевалки нефтепродуктов через российские порты, а не через порты Прибалтики, в частности речь шла о белорусских нефтепереработчиках.
«На белорусских НПЗ перерабатывается наша нефть, другой там нет и вряд ли появится, — сказал глава государства. — Поэтому это нужно запакетировать — получение нашей нефти от соответствующих вопросов использования нашей инфраструктуры».
Белорусские НПЗ отказываются от услуг «Российских железных дорог» в пользу прибалтийской инфраструктуры, объясняя это наличием долгосрочных контрактов.
Арктика: СШХ быть, а «Белкомуру» нет?
В ходе ежегодной пресс-конференции президента РФ, которая прошла 14 декабря 2017 года, Владимир Путин подчеркнул важность арктических проектов, таких как «Ямал СПГ» и «Северный широтный ход» (СШХ), которые реализуются на Ямале. Из этих слов складывается вывод о том, что проекту СШХ быть, чего нельзя сказать о «Белкомуре», о котором президент не обмолвился ни словом.
К тому же 17 декабря стало известно, что Республика Коми выставляет на торги часть своих акций компании «Белкомур». Правительство Республики Коми уверено, что продажа акций поможет привлечь инвестора и даст «значительный стимул для дальнейшего развития и финансирования крупного инфраструктурного проекта».
Однако если выставление акций на торги не «подточено» под покупку кем-то конкретным, например, китайской «Поли Технолоджи», которая уже проявляла интерес к «Белкомуру», о проекте точно можно будет забыть на ближайшие несколько лет.
Китайская компания «Поли Технолоджи» в сентябре 2015 года подписала с компанией ОАО МК «Белкомур» соглашение о совместной реализации строительства магистрали. Китайская сторона озвучивала также и идею инвестирования проекта глубоководного порта в Архангельске, без которого грузы, проходящие по «Белкомуру» (если не появятся другие варианты), не смогут выйти на маршруты Северного морского пути. Однако пока строительство глубоководного порта в Архангельске на высоком уровне не обсуждается.
«Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) — железнодорожная магистраль с сообщением Архангельск — Сыктывкар — Пермь (Соликамск). Дорога может связать Урал и Республику Коми напрямую с портами Севморпути и обеспечить кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию.
Северный широтный ход, общая протяженность которого составит 707 км, соединит станцию Обская Северной железной дороги со станцией Коротчаево Свердловской железной дороги. Магистраль включит в себя несколько железнодорожных участков и объектов: железнодорожный участок Обская — Салехард, железнодорожную линию Салехард — Надым, совмещенные мостовые переходы через реки Обь и Надым, а также подлежащие достройке железнодорожные участки Надым — Пангоды, Пангоды — Новый Уренгой, Новый Уренгой — Коротчаево. Таким образом, СШХ обеспечит Ямалу постоянную связь с «Большой землей». Как отмечают в пресс-службе РЖД, в настоящий момент имеется подтвержденная грузовая база СШХ в объеме 23,1 млн тонн.
Rail Baltica: дорога для российских грузов?
Железнодорожная магистраль Rail Baltica откроет новые возможности, в том числе для российских экспортеров. Об этом рассказал в интервью ТАСС мэр Таллина Таави Аас, передает ИА REGNUM.
«Не исключаю, что для российских экспортеров в Европу откроется дополнительная возможность перевалки для транзита грузов по узкой колее в направлении Европы. Грузы непосредственно для Эстонии, по всей вероятности, будут идти прежними путями», — заявил мэр эстонской столицы.
Транспортировка грузов из России через Rail Baltica неразумна как с экономической, так и с политической точки зрения. Железнодорожный маршрут для поставок грузов в Европу уже существует — через Белоруссию. К тому же использование Rail Baltica никак не впишется в планы России по переводу грузов из прибалтийских портов.
Rail Baltica — проект железной дороги с узкой колеёй через Литву, Латвию и Эстонию. 7 ноября 2001 года министры трёх прибалтийских стран подписали договор о создании железной дороги с европейской шириной колеи, которая бы соединила все три страны со странами Центральной Европы по маршруту Берлин — Познань — Варшава — Каунас — Рига — Таллин с возможным выходом на Хельсинки. Строительство пока ведётся только в Литве, где за пять лет проложили трассу шириной 1435 мм от польской границы до Каунаса.
Авторы ИА REGNUM уже неоднократно писали, что для этого проекта нет грузовой и пассажирской базы, как в одном, так и в другом направлении.
Литва проиграла борьбу с Еврокомиссией
Государственное предприятие «Литовские железные дороги» заплатит штраф в размере 27,8 млн евро, назначенный Еврокомиссией за нарушение правил конкуренции. Об этом 18 декабря сообщило профильное издание «РЖД-Партнер» со ссылкой на генерального директора госкомпании Мантаса Бартушку. Речь идет о разборе на территории Литвы железнодорожных путей на участке Мажейкяй — Реньге.
«Согласно процедуре, мы должны до 7 января внести деньги по назначенным штрафным санкциям. Так и сделаем», — рассказал Бартушка. По его словам, компания воспользуется для этого внутренними резервами.
Несколькими днями ранее «Литовские железные дороги» подали жалобу в Суд общей юрисдикции ЕС в Люксембурге по поводу решения Еврокомиссии назначить штраф за разобранный участок железной дороги до латвийской станции Реньге.
Компания просила суд сократить назначенный ей штраф в размере почти 28 млн евро, либо вовсе освободить от его уплаты. Ранее правительство Литвы обязало компанию восстановить разобранную в 2008 году ветку от нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяй до Реньге.
Как ранее сообщало ИА REGNUM, штраф в 27,82 млн евро Литва должна заплатить за то, что в 2008 году было принято решение разобрать на территории Литвы железнодорожные пути на участке Мажейкяй — Реньге. В пояснительном документе ЕК отмечает, что таким образом Литва нарушила условия конкуренции, остановив грузовой поток в порты Латвии.
Комментарии читателей (0):