Более 60 лет назад глава Всемирной организации здравоохранения Г.Б. Чисхолм заявил, что всемирное правительство станет возможным, если у людей отнять их индивидуальность, привязанность к семье, народу и Родине. Именно эти механизмы лежат в основе процесса, называемого глобализацией. Глобализация – это давно уже не теоретическая доктрина, а факт наших дней. Самым ярким символом этого является интернет, при помощи которого люди со всего мира в пару кликов мыши могут общаться друг с другом.
Историк Феликс Разумовский, известный многим по циклу передач «Кто мы?» на телеканале «Культура», сравнил глобализацию с водопроводом. Водопровод – это очень удобно. Вопрос только в том, в чьих руках вода, которая льётся по трубам, и задвижки, которыми регулируется поток. Да, и по поводу качества воды могут быть вопросы. Совсем не нужно быть конспирологом, чтобы невооружённым глазом увидеть, что глобализация не ведёт к единству в разнообразии.
Совсем не нужно верить в мировой заговор элит, чтобы увидеть, что все народы, участвующие в процессе глобализации, подвергаются нивелировке. Вместо разнообразия национальных культур мы видим насаждение одной массовой культуры. Осталось только спросить, где она производится.
Я думаю, что ответ на этот вопрос ни для кого не является секретом. Разумеется, когда я говорю об интересах США, то я не имею в виду американский народ – эти миллионы одураченных людей, которые сами находятся под мощным прессом массовой культуры и её стереотипов. Но самое-то опасное не в культуре самой по себе, а в тех ценностях, которые она несёт.
Что лежит в центре американской системы ценностей? Деньги! Те, кто читал культовый роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», может вспомнить настоящий панегирик деньгам, который произносит Франциско Д’Анкония. Он называет деньги продуктом нравственности и корнем добра. В русской культуре такие рассуждения просто невозможны. Нам тоже нравится, когда в кармане много денег, но есть вещи, которые мы ценим больше.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Затюканные идеологической болтовнёй партийных руководителей и замученные дефицитом на самые необходимые вещи советские люди без особого сопротивления расстались с СССР. Но вместо того, чтобы вернуться к своим корням, к своей многовековой культуре, Россия в 90-е годы жадно присосалась к всемирному водопроводу. И отравилась. Прививка чуждых нам ценностей обернулась социальной апатией, экономической разрухой и демографическим кризисом.
Даже Ельцин тогда что-то понял и велел своему главному помощнику Георгию Сатарову собрать специалистов, которые бы сформулировали национальную идею. Но дело-то в том, что национальные идеи так не рождаются. Её невозможно придумать в кабинете и провозгласить народу, как Моисей провозгласил заповеди на Синае: «Вот вам заповеди. Идите и исполняйте».
Национальная идея рождается в глубине народа, как результат согласия по некоторым базовым вопросам. И формулируют эту идею не политологи и не, прости Господи, экономисты из ВШЭ, а национальные писатели. В 19 веке нам повезло. У нас тогда была целая плеяда гениальных и талантливых писателей, которые в художественной форме осмыслили наши ценности и сформулировали их устами своих героев.
Начиная от «Шинели» Гоголя красной нитью через всю русскую литературу проходит тема жалости к простому человеку и человеку вообще. Своего апогея она достигает в знаменитой «слезинке ребёнка» у Достоевского. И это не поза. Мы такие были всегда.
Непобедимый наш адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков воевал не только против турок, но и вместе с турками. После успешного освобождения Ионических островов от французов силами русско-турецкой эскадры, турки ждали своего традиционного праздника. Пленных было много. А Ушаков не только запретил туркам издеваться над пленными, но и повелел о них всячески заботиться, а после заключения мира и вовсе отпустил домой.
1938 год. Совсем другая уже страна и другие, казалось бы нравы. А нет! Выходит фильм «Александр Невский». После битвы князя спрашивают, что делать с пленными, а Александр Ярославович велит отпустить их домой с наказом сказать тамошним начальникам: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
И вот же стоит посреди Берлина в Трептовпарке фигура советского воина с мечом и немецкой девочкой на руках. Тут и меч, и слезинка ребёнка. И вот такому народу через глобальный водопровод стали вливать безжалостный культ денег и успеха. Временами мы, конечно, задавали американцам неудобный вопрос о том, в чём сила, но только в кино. Российские СМИ, российские писатели, а особенно деятели российской поп-культуры продолжали заливать нас отравой чужих ценностей.
К счастью, наша власть понимает корень проблем. Два года назад на Валдайском форуме президент РФ Владимир Путин заявил, что все проблемы нашей страны – от кризиса идентичности. Причём Владимир Путин видел эту проблему шире – в глобальном кризисе идентичности. «Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в бога и веру в сатану».
Это было сказано в сентябре 2013 года. Россия всё ещё была подключена к глобальному водопроводу, по которому текла водичка с отравой. Российский кризис идентичности был частью глобального кризиса. Нужно было какое-то сильное событие, какая-то встряска, чтобы направить нас по другому пути. И это событие произошло буквально через полгода.
Присоединив Крым, мы навсегда изменили вектор развития страны. Мы больше не будем такими, как прежде. И спасибо Западу за то, что он не смог проглотить «аннексию Крыма» и сам стал отрезать нас от своего глобального трубопровода с гнилой водой. Мы сейчас живём в прекрасное время. Мы живём в очень честное время, когда никто уже не скрывает свои ценности и цели.
Мы поняли, кто мы такие. Мы – великая страна с многовековой культурой и ценностями, верность которым мы пронесли сквозь века. Мы поняли, чего мы хотим. Справедливого мироустройства – мира, в котором бандиты мертвые, а дети – живые и весёлые. Нас всё ещё тревожит каждая слезинка ребёнка.
Комментарии читателей (0):