В последнее время, а именно, с 2012 года в прессе участились сообщения о сравнительно небольшом племени Мьянмы, которое называют то рохинья, то рохинджа. В большинстве своем это заметки о насилии. Однако, реальной информации о том, кто же они такие и почему возникла подобная ситуация, фактически нет. Более того – абсолютно отсутствует информация о том, почему рохинджа не нужны ни одной стране мира.
Итак, рохинджа – это мусульмане Мьянмы (в недавнем прошлом Бирмы). Однако, при этом они не имеют гражданства и правительством Мьянмы воспринимаются как бангладешские беженцы.
Как ни странно, в современном сложном положении рохинджа в большинстве своем виновато Британское правительство, которое во времена получения независимости странами Южной и Юго-Восточной Азии, проводило границы по своему усмотрению, совершенно игнорируя потребности населения. Вторым виноватым, как ни странно, оказался Пакистан, который не смотря на запросы мусульман Аракана, отказался от переговоров по включению их в состав Восточного Пакистана (современного Бангладеш).
На самом деле, рохинджа – это собирательный термин народов Мьянмы, исповедующих ислам, несколько и у каждого из них есть и своя уникальная история, и своя культура. Даже сами мусульмане Мьянмы не именуют себя рохинджа, не говоря уже о бирманском правительстве.
Впервые термин «рохинджа» (rohingya) появляется в работе Френсиса Бьюкенен-Гамильтона и именно в качестве наименования специфического языка, который оказался родственным языкам Бенгалии. С 1990 г этот термин становится популярным на Западе в качестве объединяющего всех мусульман Мьянмы.
Однако, это объединение в корне неверно.
Часть мусульман на Аракане (в то время еще независимом государстве Рохандж) появилась одновременно с проникновением арабских торговцев в Юго-Восточную Азию в 8-9 веках. Существует даже легенда о том, что Мухаммад ибн Ханафийа в конце седьмого века нашей эры прибыл в Рохандж. Здесь он женился на королеве Кайяпури, которая приняла ислам. После этого большинство ее подданных также обратилось в ислам. Это так называемые «мусульмане первой волны» со смешанными бирмано-арабскими корнями. Вторая группа мусульман образовалась во времена правления в Индии Великих Моголов. Императоры этой династии вели экспансию в том числе и в юго-восточном направлении, стремясь подчинить себе Аракан. Это противостояние в конце концов ослабило страну и позволило бирманцам подчинить ее и включить в свой состав. Однако – часть индийских мусульман осталась на Аракане, теперь они включены в состав малых народов Мьянмы под названием Камейны (Kamein). И первая, и вторая группы считаются этнически бирманскими, поэтому обладают всеми правами коренного населения. И особых проблем в их отношении нет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Третья группа. Завоевание Бирмой Аракана было недолгим – вмешались британцы. Аракан на длительное время переходит под контроль английской короны. Стоит отметить, что многие буддисты – также коренное население Аракана (которые проникли на территорию современной Мьянмы даже раньше бирманцев) – отказывались сотрудничать с английскими властями. Именно поэтому – последние были вынуждены «завозить» рабочую силу из ближайшей Бенгалии. Именно эти бенгальцы-мусульмане, вынужденно поселенные в стране в 18-20 вв в большинстве своем имеют право именоваться рохинджа. Их число серьезно увеличивалось еще дважды – в 1948г – во время обретения страной независимости и в 1971г – во время отделения Бангладеш от Пакистана. Т.е. во время геополитических катаклизмов.
Эта последняя группа бенгальцев-мусульман считается «негражданами» Мьянмы, а потому не имеет прав на получение документов, ограничена в правах на владение собственностью, образование, и прочее. Более того, эти бенгальцы-переселенцы не признаются и правительством Бангладеш. А потому, рохинджа оказываются никому не нужными, лишними людьми.
Основой современного конфликта (2012г) стало демографическое давление. В северной части Аракана стали преобладать мусульмане бенгальского происхождения – рохинджа, в южной же – коренное тибетско-бирманские народ ракхайнов (буддисты, перешедшие в буддизм едва ли не с начала основания религии). Последние просто опасаются потерять свою национальную и религиозную идентичность ввиду наплыва рохинджа. Бирманские власти в данной ситуации выступили на стороне буддистов (в стране на протяжении последних десятилетий сформировалось уникальное правительство: военная хунта с нетерпимым буддистским уклоном). Рохинджа должны были уйти в Бангладеш, а территория Аракана возвращалась традиционным буддистам ракхайнам.
Попытки репатриации части рохинджа провалились. В настоящее время рохинджа официально признаны «самым дискриминированным меньшинством» на всей планете. Однако, реальна в настоящее время только социальная и политическая дискриминация. О том, что рохинджа живут в условиях экономической блокады гетто – честно говоря, абсолютно в таких же условиях полной нищеты живет более половины всех жителей Южной и Юго-Восточной Азии: в Пакистане, Бангладеш, Индии, Тайланде и в самой Мьянме. Буддисты ракхайны, соседи мусульман рохинджа, живут ничуть не богаче, хотя в социальных и политических правах ограничены намного слабее.
Так что же делать?
Перенаселенный Бангладеш принимать обратно своих переселенцев (вывезенных еще британцами) и новых беженцев 20в не хочет. Может быть, конечно, и хочет, но совершенно точно не может. Страна перенаселена под завязку. С территорией примерно равной российской Мурманской области он обладает населением, превышающем население России. В Бангладеш началась отчаянная борьба за каждый квадратный метр земли, за каждый ресурс. Жестокая война на выживание. Лишних людей просто некуда деть и не на что содержать.
Мьянме они вовсе не нужны. Есть опасения и буддийско-мусульманского противостояния, и та же борьба за ресурсы (Мьянма не богаче Бангладеш и содержать беженцев себе позволить не может), есть и жесткая политическая установка на военно-буддийский режим в который мусульмане не могут вписаться (в Мьянме даже столицу переносили точно в тот день, час и минуту, которые вышли по буддийскому гаданию).
Соседним государствам, которые рохинджа пытаются достичь вплавь на утлых лодках, часто без запасов еды и воды (Индия, Тайланд, Индонезия и прочие) тоже особого дела до них нет в лучшем случае. В худшем же – на этих же лодках пограничники отправляют их обратно, не особо волнуясь – доплывут они живыми или нет.
На самом же деле при взаимной заинтересованности проблему рохинджа решить очень просто. Есть как минимум три страны, которые испытывают недостаток населения. В России слабо заселены Сибирь и Дальний Восток, в Канаде – север и восток, в Австралии – Северные территории. Любая из этих стран может банально вывезти к себе и признать гражданами страны рохинджа, которые кстати, будут вполне спокойно ближайшие 2-3 поколения жить в деревнях и заниматься сельским хозяйством, поскольку не имеют адекватного образования и опыта для жизни в городе. А за это время прекрасно адаптируются в принявшей их стране. А уж после их вывоза правительство Мьянмы должно позаботиться о полном перекрытии границы, чтобы подобных инцидентов просто возникнуть более не могло. Хотя – миграционное давление из Бангладеш будет продолжаться – в данном случае вопрос нужно уже урегулировать с его населением и правительством.
Комментарии читателей (2):