Турция вступает в период схватки за власть

Кто все же сильнее - Эрдоган или Гюлен
6 мая 2014  22:17 Отправить по email
Печать

Турция застыла в напряженном ожидании того, кого все же правящая партия « Справедливость и развитие» выставит в качестве кандидата в президента страны - ныне действующего главу государства Абдуллаха Гюля или премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Все должно решиться на ежегодном конгрессе партии. Первоначально было объявлено, что он состоится в середине апреля месяца. Сейчас говорят о «первых числах мая», что является признаком нешуточной борьбы, развернувшейся в правящей партии страны. Напомним, что в этом году впервые президент Турции будет избираться 10 августа всенародным голосованием.

После региональных выборов 30 марта в Турции многие турецкие правительственные, а также некоторые европейские и даже российские СМИ громко рапортовали о «победе партии Эрдогана», набравшей чуть более 45% голосов. Даже такой авторитетный эксперт, как руководитель турецкой редакции Deutsche Welle Баха Гюнгёр писал, что «выборы принесли правящей партии не только впечатляющие результаты», но и привели к «растерянности и состоянию шока противников политики Эрдогана». По мнению Гюнгера, «среди тех, кто безоговорочно уступил Эрдогану, оказался живущий с 1999 года в США проповедник Фетхуллах Гюлен». Он объявлен Эрдоганом «главным внешним врагом правительства», который якобы инициировал в конце 2013 года крупнейший коррупционный скандал», и будто бы «организовал прослушивание телефонов высокопоставленных чиновников».

Вскоре после этого вице-премьер Бюлент Арындж заявил, что «Эрдоган несомненно является основным кандидатом от партии «Справедливость и развитие» на президентских выборах». Однако президент Гюль после ряда совещаний и консультаций с Эрдоганом, отметил, что «намерен внести ясность в этот вопрос». «Мы с господином премьер-министром обеспокоены сложившейся ситуацией и обещаем, что непременно примем совместное решение о том, кто из нас двоих будет баллотироваться на пост главы государства»,- заявил Гюль. Прежде всего, он исключил возможность обмена должностями с Эрдоганом, отметил, что не приемлет модель Путина-Медведева, где подразумевается, что он должен будет следовать указаниям Эрдогана в случае избрания его президентом. Правда, это в случае ему предложат пост главы правительства, а не лидера правящей партии. Действительно, Эрдоган не скрывает намерения в перспективе преобразовать государственную структуру Турции - из парламентской превратить ее в президентскую республику.

Но вот наступила промежуточная «развязка». Высший совет правящей партии после многочасовых и бурных дебатов принял решение о том, что не на намерен изменять устав, ограничивающий права депутата парламента на избрание больше трех раз. В результате премьер-министр Эрдоган и еще около 70 известных членов правящей партии лишились возможности баллотироваться на парламентских выборах марта 2015 года. Среди них газета Sabah называет таких соратников Эрдогана, как вице-премьеры Бюлент Арындж, Башир Аталай и Али Бабаджан, министр юстиции Бекир Боздаг, замглавы правящей партии Гусейн Челик, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз, министр по делам ЕС и глава делегации на переговорах Мевлют Чавушоглу. Отметим, что в Турции премьер-министром и министрами могут становиться только депутаты, избранные в парламент. Таким образом, Эрдоган, пытавшийся во что бы то ни стало добиться внесения изменений в избирательную систему, которые бы сняли ограничения на количество непрерывных сроков премьерских полномочий, проиграл. По имеющимся сведениям, в случае, если бы Эрдоган не согласился бы с таким решением Высшего Совета партии, это привело бы к расколу среди правящей элиты.

Сложилась интригующая ситуация. Если Эрдоган будет выдвинут кандидатом в президенты, то Гюль, не имеющий на данный момент депутатского мандата, до выборов марта 2015 года не может занять пост премьер -министра и оказывается вне государственных структур. Либо, как предполагают турецкие эксперты, сработает так называемая «модель Байбурта». Под ней подразумевается то, что депутат от правящей партии в Байбурте Бюньямин Озбек может уйти в отставку, чтобы в этой провинции провести довыборы, так как в соответствии с законодательством в парламенте обязательно должен быть хотя бы один представитель от каждой провинции. Только так Гюль может добиться депутатского мандата.

В то же время те же турецкие эксперты не скрывают, что в ситуации, когда общество в стране сильно поляризовано, существует реальный риск, что Эрдоган окажется не избранным. В таком случае по действующему законодательству ему придется - минимум на один парламентский срок - выбыть из активной политики. Тогда, по мнению заместителя председателя парламентской группы партии «Националистического движения» Юсуфа Халачоглу, Эрдоган будет лишен иммунитета, которым пользуется как депутат и премьер-министр. И это тогда, когда ему не удалось полностью блокировать антикоррупционное расследование, которое стало достоянием общественности в декабре прошлого года, и инициатива которая самим Эрдоганом, как ранее отмечалось, приписывается турецкому богослову Гюлену. Неслучайно и то, что глава Конституционного суда Хашим Кылыч выступил против эрдогановского насаждения понимания демократии, «в которой нет места для плюрализма». При этом Кылыч считает, что дальнейшие попытки правящей партии изменить Турцию по своим сценариям будут только способствовать росту нестабильности в стране.

В то же время президент Гюль заявил, что Эрдоган на предстоящем конгрессе правящей партии либо сам предложит свою кандидатуру на пост президента- что само по себе создает уникальную политическую ситуацию- либо назовет имя другого политика. В свою очередь лидер партии «Националистическое движение» Девлет Бахчели уже утверждает, что «Эрдоган предал президента Гюля с целью устранить его как потенциального соперника на предстоящих президентских выборах». Кстати, оппозиционные партии заявляют, что при таком ходе событий они готовы выставить против Эрдогана общую кандидатуру на пост президента.

Парадокс ситуации в том, что Эрдоган, сторонник «мягкой исламизации» Турции, вступил в борьбу с богословом Гюленом, сужая тем самым под собой идеологическую базу. Ставка в борьбе делается только на ресурс власти, в структурах которой немало сторонников все того же Гюлена. Поэтому в борьбе против Эрдогана могут объединиться как часть не разделяющей его позиции правящей партии, так и главные оппозиционные партии и некоторые структуры власти. Но даже в случае, если Эрдоган пробьется к президентскому креслу, все идет к тому, что ему придется вести «игру без правил». Как справедливо пишет азербайджанский профессор, доктор философских наук Рафик Алиев, сейчас становится очевидным, что «победа правящей партии Турции на региональных выборах - это всего лишь небольшой тактический перевес», и «впереди - смертельная жаркая схватка за власть».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть