Особенности морального самосознания молодёжи Дагестана в среде общеевропейских ценностей

ИА REX публикует выводы исследования, направленного на выявление различий морального самосознания дагестанцев в условиях традиционного и иноэтнического окружения
13 декабря 2013  16:57 Отправить по email
Печать

Межнациональные отношения стали разменной монетой на всем постсоветском пространстве. Проявления националистических, ксенофобских настроений раздаются все чаще с телеэкрана. Немного ослабев в середине нулевых межнациональная рознь, вновь встает во весь рост в России, подкрепленная сегодня религиозным аспектом проблемы. Противостояние усугубляется тем, что в разных религиях вопросы нравственности и моральных принципов при общей схожести, имеют ряд отличий, которые в силу исторических, ментальных причин были приняты и используются народами по-разному.

Даже в фактически атеистическом обществе Запада и России в частности, мораль и нравственность все же восходит к религии, к христианству.

В этой связи страны Запада, куда относится, и Россия воспринимаются как «христианские». Особенно остро это ощущают мусульмане из разных стран и северокавказцы, в частности. Светское общество для них, прежде всего пренебрежение религией и отмена всех морально-нравственных критериев по умолчанию. Причем все замечаемые ими различия, не совместимые с моралью своей веры выглядят не как особенности светского общества, а как отсутствие морально-нравственных критериев вообще. Таким образом, осознавая себя «носителями моральных принципов», этнические мусульмане России совершенно справедливо чувствуют свое превосходство среди русских, большинство из которых вообще никаким моральным принципам не следуют.

Европейскому обществу уже давно привычно свободные отношения в браке, свобода в употреблении алкоголя и наркотиков, свобода в выборе половых отношений. Кстати, все, кроме последнего, уже восприняло за последние 20 лет российское общество. Все это на Кавказе тоже есть, но в разы меньше, причем, жестко осуждается большинством. Чем дальше мы принимаем псевдокультуру Запада, отказываясь от своих моральных принципов, тем обостреннее будут отношения русского населения с исламской частью России, остриём которого является кавказцы. По большому счету кавказцы сохранили те моральные принципы, разумеется со своей спецификой, которые мы с усердием отвергаем.

В статье я поднимаю вопрос о моральном самосознании дагестанцев и изменении данного феномена в условиях российского общества. В процессе развития самосознания личности в инородной социальной среде проявилась необходимость изучения морального аспекта, как органично встраиваемого в структуру самосознания личности.

Здесь я не буду утомлять читателя разного рода теоретическими определениями морали, нравственности. Важно отметить то, что в психологии, как отмечает российский исследователь Дубко Е.Л., понятия «этика», «мораль», «нравственность» в принципе являются взаимозаменяемыми. Моральное самосознание в дальнейшем будет рассматриваться мной как категория общего самосознания, при этом с акцентом на социальное «Я».

Отечественные исследователи Гаджимурадова З.М., А.А. Хвостов указывают на некоторые факторы развития морального сознания, такие как социально-экономический статус семьи, роль образования и религиозности родителей, иные детерминанты, в том числе и личностные.

Большинство авторов остаются единодушными в понимании ключевых вопросов. Речь идет о феномене, связанном с восприятием и оценкой личностью себя самой, на основе которой она строит свою деятельность.

Моё исследование направлено на выявление различий морального самосознания дагестанцев в условиях традиционного и иноэтнического окружения.

Переплетение различных этнических культур, характерное для населения Дагестана, было результатом контактов местных восточно-кавказских традиций и мусульманской центрально-еврозийской цивилизации.

Федеральная служба государственной статистики констатирует, что численность постоянного населения на 1 января 2009 года по Республике Дагестан. Там же отмечается, что более 600 тыс. представителей Дагестана живут и работают в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Баку, во всех республиках и областях России и стран СНГ, а также за рубежом.

Исследование проводилось в 2007 – 2013 гг. Исходно было получено 200 протоколов: 100 протоколов мужчин, 100 протоколов женщин (от 20 до 25 лет) Были сопоставлены результаты ответов жителей Республики Дагестан и жителей центральной России, дагестанского происхождения.

Первое направление анализа выявление этнических особенностей. Предполагается сравнение частоты ответов между анализируемыми группами дагестанцев – дагестанцев в традиционной среде и дагестанцев в иноэтносе.

Отдельно сравниваются особенности моральных ценностей и принципов, жизненных целей.

Был предложен опросник с высказываниями. Фиксировались однозначные ответы.

При описании достойного человека (мужчины и женщины) очевидно только одно общее (типичное как для мужчин, так и для женщин) отличие молодежи Дагестана в иноэтносе от дагестанской молодежи в традиционной среде. Это стремление дагестанской молодёжи интегрироваться в иноэтносе. Достойный человек, по мнению молодёжи в иноэтносе, должен быть открыт и доверчив к людям. Этот выбор много больше, чем у молодёжи в Дагестане. Различие достоверно на 0,1% уровне значимости (t=4,58520; p=0,000008).

Были выявлены гендерные различия у молодёжи, проживающей в иноэтнической среде. Итак, в иноэтносе юноши более консервативны, чем девушки, хотя на статистически-значимом уровне это не подтверждено. Мстительность больше присуща юношам, чем девушкам в иоэтносе, различие достоверно на 0,1% уровне значимости (t=4,6876, p=0,000002).

Девушки в иноэтнической среде относятся к старшим с большим уважением, чем юноши (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-3,13005; p=0,002300).

Мной было установлено, что в иноэтносе девушки ведут себя корректнее, больше следят за манерами, чем юноши (различия на уровне 0,1% , t= -3,5995; p=0,000502). Следует отметить, что гендерное различие по этому критерию показано только в иноэтнической выборке.

Сравнение двух выборок по гендерному различию выявило, что проявление консерватизма в разных средах (традиционной и иноэтнической) меняется по гендерным различиям. Так, в традиционной среде консервативны больше девушки, а в иноэтносе – юноши. Показано, что в иноэтносе девушки менее мстительны (толерантны), чем юноши.

Юноши Дагестана менее консервативны, чем юноши в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,68852; p=0,000370). Юноши в иноэтносе больше живут по собственным законам, чем юноши в традиционной среде (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,83871; p=0,000219).

У девушек также наблюдаются различия в ответах. Так, раскрыть свои способности, реализоваться девушки в Дагестане считают приоритетней, чем девушки в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-2,77669; p=0,006580). Против того, чтобы быть легкомысленной и не заботится о будущем были большинство испытуемых в дагестанской выборке, чем в иноэтнической (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-3,50000; p=0,000702).

Здесь на лицо влияние иноэтнической среды на моральное самосознание личности. Мы полагаем, что это может быть связано с особым трендом поведения женщины в иноэтносе.

Моральные ценности дагестанской молодёжи в традиционной и иноэтнической среде мало чем отличаются. Видно только одно общее (как для мужчин, так и для женщин) отличие молодежи Дагестана в иноэтносе от дагестанской молодежи в традиционной среде. Это суждение о том, что на некоторых людей надо воздействовать только силой, так как иначе они не понимают. По данному суждению молодёжь Дагестана значительно чаще выбирала ответ «абсолютно согласен», чем молодёжь в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-2,81866; p=0,005312).

Однако на этом общие отличия заканчиваются. Выявлены гендерные различия по обеим группам испытуемым (в Дагестане и в иноэтносе).

В иноэтнической среде девушки чаще, чем юноши считают, что мораль слишком часто меняется, чтобы судить о том, что хорошо и что плохо (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-2,81569; p=0,005885).

В иноэтнической среде юноши в подавляющем большинстве считают, что многие понимают только силу; с ними нельзя быть добрым (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =4,14924; p=0,000071).

Разница между ответами у юношей по обеим выборкам не существенна и выражена только по одному суждению. Юноши в иноэтносе выбирают значительнее чаще, чем юноши Дагестана ответ «согласен» на моральное суждение, что прав тот, кто добивается успеха, а не неудачник со своими принципами (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,64873; p=0,000425).

У девушек также было выявлено только одно различие в суждении. Девушки в Дагестане считают много больше, чем девушки в иноэтнической среде, что многие понимают только силу; с ними нельзя быть добрым (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-3,50000; p=0,000702).

Мстительность больше присуща молодёжи в иноэтносе. Отомстить всем своим врагам желают больше испытуемых в иноэтносе, чем в Дагестане (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,39069; p=0,000842).

При этом молодёжь в иноэтносе непременно хочет иметь широкий круг общения, в отличие от молодёжи в Дагестане (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =4,58643; p=0,000008).

Выявлены гендерные различия у молодёжи, проживающей в иноэтнической среде.

Быть свободным в решениях предпочитают юноши, чем девушки в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,87738; p=0,000191).

Отомстить всем своим врагам имеют цель подавляющее число юношей, чем девушек в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,93366; p=0,000156).

При сравнении двух выборок по гендерным различиям некоторые ответы были противоположные. Например, заниматься любимым делом в традиционной среде предпочитают больше девушки, а в иноэтносе – юноши. Возможно, это связано с самореализацией, которую невозможно полностью актуализировать в традиционной среде из-за ряда причин, как то: безработица, напряженная ситуация в республике и т.д. Об этом свидетельствует и такая подавляющая у юношей цель в иноэтносе, как реализовать свои способности.

Разница между ответами у юношей по обеим выборкам не существенна и выражена только по двум суждениям.

Первая – это то, что юноши в иноэтносе предпочитают значительно чаще, чем юноши Дагестана иметь широкий круг общения (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,04997; p=0,002930).

Быть свободным в решениях в подавляющем большинстве хотят девушки, проживающие в иноэтнической среде иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =4,58258; p=0,000014). Совсем не важна цель для девушек в иноэтносе иметь широкий круг общения, чем у девушек в Дагестане (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =3,42646; p=0,000895). Иметь хорошую семью больше предпочитают девушки из Дагестана, чем девушки, проживающие в иноэтносе (различие достоверно на 0,1% уровне значимости t =-3,93366; p=0,000156).

Из приведённых ответов на поставленные жизненные цели у девушек по обеим выборкам, можно заключить следующие. Девушки видят свою жизненную перспективу на родине. Отсюда стремление реализовать себя и быть уверенным в завтрашнем дне много выше в традиционной среде, чем у респондентов в иноэтносе. В подтверждении этой гипотезы служит и тот факт, что девушки в иноэтносе не стремятся расширить круг знакомств и для них это не важная цель в жизни.

В иноэтнической среде актуализируется желание у девушек к большей свободе выбора при принятии решений. Оторванность от традиционного общества и окружения ставит перед молодёжью (девушками) Дагестана определенные задачи и вопросы, решение которых, целиком зависят от них самих.

Отношение к семье также как и у юношей претерпевает некоторые изменения. В иноэтносе у девушек семья не является главной целью. Мы полагаем, что, как и юноши, так и девушки принимают моральные убеждения той культурной среды, в которой они проживают. К сожалению, в ряде стран, а также в центральной России институт семьи не популярен и деструктурирован.

Проведенное исследование морального самосознания позволило сформулировать следующий вывод:

Наблюдается незначительные изменения в приоритете ценностей – ценность семьи несколько утрачивает свои позиции в морально-нравственном самосознании дагестанской молодежи. Однако в целом молодёжь Дагестана в иноэтнической среде сохраняет своё моральное самосознание в понимании своих норм поведения, основанных на специфическом кавказском воспитании, а также воспринимает поведение окружающих через призму исламской традиции [1].

Руслан Луговой

Примечания:
1. Луговой Р.А. Моральное самосознание молодёжи Дагестана в традиционной и иноэтнической среде // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки – 2011. – № 3(16). – С. 18 – 22. – 0,2 п.л.
Для обработки результатов были использованы методы математического U - критерия различия Манна-Уитни и Т-критерий Стьюдента. Результаты анализа по каждому из критериев практически совпадают, уровень значимости различий в большинстве случаев не меняется. Все показатели достоверно значимы на уровне 0,1% (p ≤ 0,001).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть