Мнение ряда СМИ о том, что «Евромайдан – это конец Януковича», мягко говоря, сильно преувеличено. Опыт «цветных революций» показал, что важен не масштаб уличных протестов, а готовность власти выдержать это давление, сплоченность правящей команды и возможность опереться хотя бы на ограниченное число лояльных силовых структур. Сейчас Янукович и его соратники не выглядят сломленными. К слову, 19 декабря 2010 года в Минске протестовать против итогов белорусских президентских выборов вышло около 30 000 участников. 23 февраля 2008 года в Ереване на митинги по итогам выборов главы Армении вышло около 50 000 человек. 2 ноября 2007 года в Тбилиси к зданию грузинского парламента с требованием ухода Михаила Саакашвили пришло, по различным оценкам, от 50 000 до 100 000 человек. Как видим, цифры сопоставимые с «Евромайданом» на пике. Кроме того, в Киеве проживает около 2,9 млн человек, в то время как в Минске - около 1,9 млн, в Ереване — около 1,1 млн, в Тбилиси — около 1,2 млн жителей. То есть, по доле от численности населения, акции в упомянутых столицах по размаху тем более были близки к пику «Евромайдана», а по радикализму заходили куда дальше, но к смене власти не привели.
Судя по тому, что мы наблюдаем сегодня, тактически «Евромайдан» не влияет почти ни на что. Он не ведет ни к скорой смене власти, ни к изменению позиции Киева на международных переговорах. Но вот стратегически – это действительно подножка Януковичу. Украинские президентские выборы-2010 прошли на фоне нарастающего разочарования избирателей. Юлия Тимошенко получила меньшую поддержку на Западе и в Центре страны, чем ее бывший соратник Виктор Ющенко в 2004. Но и Янукович-2010 проигрывал себе же из ноября 2004. Прежде всего, за счет Донецкой, Луганской, Кировоградской области и Крыма, где за это время уровень его поддержки начал снижаться. По сути, победа в 2010 году досталась тому, чей избиратель был менее апатичен. Избиратель Центра страны, по-прежнему не доверяя Януковичу, уже не видел в нем достаточной угрозы, чтобы поддержать Тимошенко. Здесь наибольших показателей достигло голосование «против всех» (в Киеве, например, такой выбор сделало более 8% избирателей).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
После истории с Соглашением об ассоциации, 2015 год на Украине может оказаться зеркальным отражением 2010-го. У Януковича и «регионалов» нет серьезных конкурентов за влияние на Юге и Востоке – но избиратель этих регионов может просто проигнорировать выборы, устав от невнятных маневров правящей команды. У избирателя Центра, напротив, появляется четкий образ врага в лице «Януковича, укравшего евромечту».
То есть по своему значению «Евромайдан»-2013 – это не «Майдан-2004», а что-то вроде кампании «Украина без Кучмы» в 2000-2001 годах. Там были и куда более жесткие столкновения с милицией, и уголовные дела против участников беспорядков, и даже некоторых публичных лидеров протеста (например, Юрия Луценко) «Евромайдан» унаследовал оттуда. Только смысл и УБК, и «Евромайдана» - не некий немедленный результат, а первый шаг к «разогреву» оппозиционного избирателя и созданию у него образа врага на пути к большим выборам.
Комментарии читателей (0):